Наилэ Пономарева
Музыкальная викторина «Что мы знаем о Чайковском?»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная викторина «Что мы знаем о Чайковском?».
Программное содержание:
-Пробуждение и стимулирование устойчивого интереса к музыке, творческой деятельности
-развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
-формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
Публикация «Музыкальная викторина „Что мы знаем о Чайковском?“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Темочки
-развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
-развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Звучит отрывок из балета «Щелкунчик». Дети входят в зал, разбиваются на две команды с помощью воспитателя.
Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поет!
Как и в любом соревновании, нам нужно жюри, которое будет оценивать конкурсы и за каждый верный ответ награждать команды новогодней игрушкой. Та команда, у которой новогодних игрушек окажется больше, станет победительницей.
Представление жюри, которое занимает свои места.
М. Р. Ребята, сегодня мы собрались в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о творчестве великого русского композитора, а какого именно вам подскажет музыка.
Звучит отрывок из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».
Дети. П. И. Чайковский.
М. Р. Совершенно верно. Вот и портрет Петра Ильича Чайковского. Я повесила его на самом почетном месте.
(Оглядывается и видит пустую рамку, а под ней в беспорядке лежат портреты многих композиторов).
- Ребята, посмотрите, портрета П. И. Чайковского нет в рамке, наверное Мышиный король пробрался сюда и попытался испортить нам праздник. Вы поможете мне привести всё в порядок. Нужно среди этих портретов найти портрет Петра Ильича Чайковского.
Дети находят портрет и он занимает почетное место в рамке.
- Ребята, центральную стену украшают фотографии, сделанные в музее Петра Ильича Чайковского в Клину. Кто мне скажет, что такое музей?
Ответы детей.
- Правильно. Музей – это место, где хранятся культурные ценности. Вот на этой фотографии мы видим дом, в котором композитор жил последние годы жизни. Его кабинет, библиотека, аллея, по которой любил гулять Петр Ильич Чайковский… В этом доме композитор написал много музыкальных произведений.
Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши.
Чтобы вместе с нею улыбались.
Чтоб она печали отвела.
Напоила путника в дороге.
Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Уже в детстве проявилось первое влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой: учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Имя Чайковского известно во всем мире. Каждый культурный человек знаком с его творчеством. Ребята, а вы считаете себя культурными людьми?
Ответы детей.
- А вот насколько мы с вами культурные и грамотные нам покажет музыкальная викторина.
Ответьте мне, пожалуйста, как называется музыкальная сказка, где вместо слов звучит музыка и исполняются танцы?
Ответы детей.
- Правильно. Это – балет. А какой балет Петра Ильича Чайковского вы знаете?
Ответы детей.
- Вот знание именно балета нам предстоит выяснить в музыкальной викторине.
Льётся музыка рекой
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг
И кораблики мелодий
Выплывают из- под рук
Их волна крутая кружит
Но сдержать не может, нет
В царство кукол, в мир игрушек
Мы плывём за ними вслед.
Первый наш конкурс – конкурс музыкальный. Вам необходимо определить название музыкального отрывка и поднять вверх карточку, с изображением данного персонажа.
Жюри подводит итог конкурса.
Игра «Тик и Так»
Простучать по металлофону в определённом темпе. Что напомнили эти звуки? Стук часов, не правда ли?
Выучить с детьми приговорку:
Жили-были тик и так, Так они дружили,
Тик-так, тик-так. Тик-так, тик-так,
Вместе бегали вот так: Часики ходили -
Тик-так, тик-так. Тик-так, тик-так.
Произносить приговорку с движением головы или рук. Какой звук выше? А какой ниже?
Второй конкурс называется «Собери картинку»
Дети из пазлов собирают иллюстрацию к сказке «Щелкунчик и Мышиный король»
Жюри подводит итог второго конкурса.
Игра «Снежный ком»
(Все двигаются врассыпную под музыку, имитируя катание снежного кома, перед тем как «упасть» на пол дети ускоряют движения).
Покатился снежный ком,
Я иду за ним шажком.
Он быстрее – я бегом,
И в калитку лбом - бом!
На последние слова дети стукают себя по лбу и падают на пол. Двигаются в 3-4 кружочках, постепенно ускоряя движение.
Третий конкурс носит название «Найди и покажи»
Дети по отрывку пьесы должны определить персонаж, о котором рассказывает музыка, выбрать из предложенных предметов тот, который принадлежит герою, и выполнить небольшую танцевальную импровизацию, которая характеризует персонаж.
Слово предоставляется жюри, которое подводит итог третьего конкурса.
Игра «Снежные узоры»
Давайте, мы тоже нарисуем снежные узоры.
(Дети серебряными палочками – карандашами Д. Мороза «рисуют»).
Описание:
На первую часть музыки все бегут друг за другом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки.
На вторую часть музыки - останавливаются лицом в круг, и выполняют движения палочками: рисуют, стучат ими и т. д.
Четвёртый конкурс «Угадай – ка»
Дети по музыкальным загадкам угадывают музыкальный инструмент.
1. Звенят серебряные струны,
Как будто струйки водяные.
И на волнах, качая шхуны
Резвятся ветры удалые.
И ветер, и волну морскую –
Все струны нам изображают,
Все звуки музыки рисуют
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки
Наш инструмент зовётся… (Арфа)
2. В симфоническом оркестре
Её голос самый главный
Самый нежный и певучий,
Коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки
Назовите–ка, ребята, инструмент волшебный… (Скрипка)
3. Весёлая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где-то струйка звенела
А может, в траве колокольчик звенел?
А может не птичка, а ветер свистел?
Волшебную, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка … (Флейта)
4. Смычком по струнам проведу
И сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет,
Звучать по-разному он может:
То нежно, ласково, легко,
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт.
Не контрабас и не свирель
Зовут его … (Виолончель)
5. Последняя загадка самая трудная.
Инструмент, как пианино
Но гораздо меньше он.
Вместо струн внутри пластины,
Слышен нежный перезвон,
Если клавиш кто коснётся,
Как же инструмент зовётся? (Челеста).
Жюри подводит итоги конкурса.
Музыкально-дидактическая игра «В лесу»
М. р. Вдруг пролетел теплый ветерок (дети дуют). Поиграл с деревьями (дети поднимают руки вверх и покачивают ими, о чем-то пошептал с деревьями (шу-шу-шу) и улетел (дети дуют).
- Ребята, а какое архитектурное строение является храмом культуры? Куда люди приходят посмотреть спектакль, послушать музыку?
Дети. Театр.
-А сейчас наш последний конкурс будет посвящён людям, благодаря чьему труду мы видим на сцене завораживающее зрелище.
Конкурс «Назови театральные профессии»
Команды по очереди перечисляют театральные профессии, побеждает та команда, которая назвала профессию последней.
Жюри подводит итог конкурса и итог викторины. Награждаются победители.
- Вот и закончилась наша встреча в музыкальной гостиной, но не окончено наше знакомство с музыкой.
Такой могучей сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой
Как океан, безбрежною она…
Тот каждый день с волненьем будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодии
Ключом скрипичным отомкнём опять!