Бабенко Ирина
Музыкальная веранда как уличная игровая зона в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. И перед нами встала задача создать игровой центр развития личности ребенка с помощью «Музыкальной веранды».
«Музыкальная веранда» - это уличная игровая зона, которая создает благоприятную среду для социализации и всестороннего развития ребёнка.
Публикация «Музыкальная веранда как уличная игровая зона в ДОУ» размещена в разделах
- Веранда. Оформление веранд на участке детского сада
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В ее составе – самодельные музыкальные инструменты, которые интересны детям разного дошкольного возраста.
«Музыкальная веранда» размещена на территории МДОУ «Детский сад № 38» в зоне для прогулок. И представляет основное деревянное строение с крышей, что позволяет проводить занятия круглый год, как индивидуально, так и по подгруппам, начиная с раннего возраста, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особый интерес «Музыкальная веранда» вызывает у детей в свободной деятельности и в вечернее время вместе с родителями.
В этой музыкальной игровой зоне дети под присмотром воспитателей во время прогулки или вместе с родителями изучают игру и экспериментируют на самодельных музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность, самостоятельность, воображение, память, мыслительные операции, двигательную активность, мелкую моторику. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, агрессивность. У детей развивается уверенность в себе, повышается самооценка, взаимодействуют друг с другом. Таким образом, идет развитие детей по всем направлениям, которые отражены в ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
На «Музыкальной веранде» представлены различные музыкальные инструменты.
«Звонкая капель».
Колокольчики подвешены на тонких ленточках на разном уровне, поэтому звучат долго и чисто. «Звонкая капель» дарит ощущение гармонии и развивает чувство ритма. Помогает дошколятам освоить понятия тональности, силы и длины звука. Звучание колокольчиков напоминает весеннюю капель.
Металлофон.
Ударяя по металлическим элементам специальными палочками, дети легко понимают принцип звучания ударных инструментах и последовательность звукового ряда. Подвесная конструкция обеспечивает чистоту и продолжительность звучания.
Пан-флейта.
Это пластиковые трубы разной высоты. Ударяя по ним специальными ракетками, можно воспроизводить различные звуки. На трубах детвора играет первые гаммы, легко воспроизводят ритмические рисунки, небольшие мелодии. В трубы можно покричать, тем самым снять эмоциональное напряжение, агрессию. Пан-флейта не боится ни дождя, ни снега.
На музыкальной веранде установлены в основном ударные инструменты. Именно те, которые по звукоизвлечению понятны и интересны ребёнку с младшего дошкольного возраста.
Барабаны.
Барабаны представлены в виде железных банок разной окраски и расположенных на разной высоте. Ударять по барабанам можно деревянными и железными палочками, щетками, а также ладошками.
Ребристая доска (используемая ранее как стиральная доска).
Используя деревянные палочки, дети извлекают необычный звук, напоминающий звук трещетки. Звучание ребристой доски может быть тихое и громкое, медленное и быстрое, в зависимости от настроения ребенка.
Деревянные счеты.
Играют на них дети пальчиками, ладошками, прокатывая сверху - вниз или влево – вправо, издавая деревянными костями счет необычный звук. Таким образом, развивается и мелкая моторика рук ребенка.
Гусли.
Гусли - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Развивает представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (гусли изображают героев русской сказки); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр, звуковысотности: высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз). Используя этот инструмент, дети изучают традиции и культуру русского народа.
«Шумелки».
Шумелки изготовлены из баночек и бутылочек с различным наполнением (горох, рис, греча, песок, пуговицы). Крупы создают звонкий звук, а песок приглушенный, что помогает разнообразить звуковое восприятие. Играя с шумелками, можно придумывать сказки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Погремушки.
Погремушки – любимый музыкальный инструмент каждого ребенка с самого раннего детства. Они разнообразны по красоте, звучанию, на них можно играть тихо и громко. Погремушка в руках ребенка передает его эмоциональное состояние, развивает двигательную активность, воображение, мышление, чувство ритма.
Играя на самодельных музыкальных инструментах дети, которые были замкнутые, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.
Игровая музыкальная зона на территории МДОУ создает огромную возможность для достижений ребенка:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать. [1, п. 4.6]
В целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей игр на самодельных музыкальных инструментах на прогулке, с педагогами проводился мастер-класс. Воспитатели познакомились со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей; с приёмами игры на музыкальных инструментах; освоили приемы организации музыкально-игровой деятельности детей на прогулке.
«Музыкальная веранда» пользуется популярностью и среди гостей, посещающих МДОУ «Детский сад № 38», которые с удовольствием не только рассматривают самодельные музыкальные инструменты, но и принимают активное участие в игре на инструментах, воплощая свои творческие способности и получая тем самым заряд положительных эмоций на весь день.
Дерзайте и творите вместе с детьми!