Наталия Евгеньевна Карташева
Музыкальная развивающая среда в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. И, несмотря на то, что педагоги-практики часто испытывают затруднения в реализации этого требования, большинство педагогов уделяют много внимания созданию предметно-развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной педагогами программе.
Публикация «Музыкальная развивающая среда в ДОО» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Ее задачи:
- обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от - компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);
- обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;
- получение и закрепление знаний о музыке;
- развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принципы построения предметно-развивающей среды (концепция Л. Б. Петровского)
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- Принцип активности, самостоятельности, творчества
- Принцип стабильности, динамичности развивающей среды
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
- Принцип открытости и закрытости
- Принцип учёта возрастных и половых различий детей
В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства.
Требования к проектированию музыкальной среды :
- Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.
- Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л. С. Выготский).
- Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
- Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ
1. Сформулировали цель и задачи работы
2. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми:
- приобрели учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;
- изготовили дидактические игры и игровые материалы для самостоятельной музыкальной деятельности;
- приобрели специальное оборудование для музыкальной деятельности : набор музыкальных инструментов (металлофоны, музыкальные молоточки, зеркальную стенку, театральную ширму,магнитофоны
3. Определили пространственное размещение музыкальных мини-центров в группе, продумали содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе в соответствии с блоками развития музыкальной деятельности
4. Оформили музыкальные мини- центры в каждой возрастной группе
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон :
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
- с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
- с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
- с одним фиксированным звуком (дудки);
- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.).
3. Музыкально-дидактические игры и пособия : нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты.
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты, видеодиски).
Музыкальный зал.
В нашем детском саду большой светлый музыкальный зал, оборудованный всем необходимым для педагогического процесса: детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, телевизор, синтезатор, магнитная доска, стульчики, ковер.
Здесь проходит организация непрерывно образовательной деятельности, досуговых мероприятий, праздников, театрализованных представлений, родительских собраний и прочих мероприятия для детей и родителей.
Развивающая среда музыкального зала содержательно- насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Насыщенность. Технические и электронные средства пианино, музыкальный центр, синтезатор, телевизор, мультимедийное оборудование и экран.
Транформируемость пространства. Обеспечивается за счет баннеров, ширм, ковра, штор, стульчиков. А также декораций: печка, домик, декоративные деревья, заборчик, елки, шторы.
Полифункциональность. Все вышеперечисленные выше элементы развивающей среды используются в разных видах деятельности.
Вариативность. Объекты среды меняются в соответствии с сезонностью, оформление заменятся исходя из с сезонностью и тематикой занятий и досугов. Пособия и атрибуты также меняются в соответствии с сезонностью и содержанием образовательной программы и тематическим планированием. Например, по теме «Зима» : зимние иллюстрации, снежинки, зимнее ветки, мишура серебряная и белая. Элементы зимних костюмов игрушек и персонажей.
Доступность. Все пособия, дидактические материалы, атрибуты для танцев, детские музыкальные инструменты, расположены таким образом, чтобы к ним был свободный доступ детей.
Безопасность. Вся мебель закреплена устойчиво. Пианино, телевизор, мультимедийное оборудование, магнитная доска, стульчики в зале, полки установлены таким образом, что исключает возможность небезопасного их использования. Пособия, демонстрационный и дидактический материал соответствуют требованиям безопасности их использования. Все оборудование имеет сертификаты качества.
Младшая разновозрастная группа.
Основная задача музыкального возрастного воспитания - развитие восприятия музыки.
Средняя разновозрастная группа.
Музыкально-развивающая среда в этой группе способствует более глубокому познанию музыки. Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления об отражении в музыке чувств, настроений, образов, явлений.
Старшая разновозрастная группа.
Задачи по музыкальному развитию становятся более значительными, поэтому музыкально предметная среда отличается разнообразием материала.