Потапова Наталья Николаевна
Музыкальная гостиная «Путешествие во дворец сластей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой.
Задачи:
• Закреплять представления детей о таком виде сценического искусства, как «балет».
• Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», их особенностями; побуждать определять характер произведений, выделять группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Публикация «Музыкальная гостиная „Путешествие во дворец сластей“» размещена в разделах
• Развивать у детей музыкальные способности : музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; упражнять в певческом дыхании.
• Развивать активное восприятие музыки через подыгрывание на шумовых инструментах; через творческое самовыражение в танце при передаче образа «дымка от кофе».
• Продолжать воспитывать интерес к творчеству русских композиторов, классической музыке, балету.
Музыкальный репертуар :
Танцы из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» :
• «Марш»
• «Вальс снежных хлопьев»
• «Танец феи Драже»
• «Китайский танец» (чай)
• «Арабский танец» (кофе)
• «Испанский танец» (шоколад)
• «Вальс цветов»
Оборудование: медиацентр: презентация по конспекту; интерактивный телевизор с презентацией и видео танцев из балета «Щелкунчик»; персонажи кукольного театра (дирижер, принц, Мари, Щелкунчик); мольберт с карточками: муз. инструменты, карточки со схемами частей в виде печенья, смайлики; подушки, легкие прозрачные шарфики по количеству детей; бабочки и усики для танца, чайные принадлежности для оркестра, кастаньеты, детские наборы посуды; накидка для феи. Дидактическое пособие – игра «Отгадай произведение из балета. Камин, детские поделки, рисунки.
Ход ГОСТИНОЙ.
Раздается звук колокольчика, дети заходят под «Марш» из балета «Щелкунчик».
РАСПЕВКА «КОЛОКОЛЬЧИК НАС СОБРАЛ»
Колокольчик нас зовет
Динь дон, динь дон.
Всех в театр он зовет,
Динь дон, динь дон,
Собирайся в зале, детвора,
Слушать музыку пришла пора!
- Ребята, я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их:
Здравствуйте, гости,
Мы вас рады видеть.
Мы очень рады пригласить вас с нами в волшебный мир музыки.
Ребята, под какую музыку вы вошли в зал? («Марш» из балета «Щелкунчик»). Композитор? (П. И. Чайковский). Ну, конечно, вот рождественская ёлка, вот ребята, которые танцуют возле нее «Детский марш». А значит, что мы снова попали на балет «Щелкунчик». Мне так понравились ваши рисунки по первой части балета, что я сделала из них целую художественную галерею и теперь ребята из других групп тоже могут с интересом рассматривать фрагменты балета «Щелкунчик».
Ребята, а что такое балет? (Ответ детей)
Обобщение: это спектакль, в котором актеры танцуют.
Кто мне напомнит, что же случилось в первой части балета?
Щелкунчик вступил в бой с королем Мышей и его войском, победить которых помогла Мари, запустив в них башмачком. После этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие, а я вам предлагаю отправиться вместе с ними.
ЗВУЧИТ «ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ»
Ой, а что же случилось? (изображаю, как будто ловлю одну снежинку, другую). Выяснили, что пошёл снег, звучит «Вальс снежных хлопьев».
Мои небольшие комментарии при показе эмоций на мольберте:
Улыбка – «Ура! Снег!»
Грустный - «Ой, Будет теперь грязно!»
Удивленный – «Это правда снежинки?»
Сердитый – «Ой, не очень люблю снег!»
2-й раз:
Улыбка – «Как хорошо!»,
Остальные повторяем за мной молча.
- Ребята, а вы какие эмоции испытываете, когда идет снег?
Предлагаю поймать снежинки на ладошки и подуть на них.
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
(просто подули, подули со звуком).
(Фоном продолжает играть вальс. Далее беседа во время
пения снежинок об этой особенности в балете.)
- Ребята, а вы обратили внимание, что необычно в этом вальсе? Снежинки не просто танцуют, но ещё и поют. Разве такое бывает в балете? Нет, конечно, но, вот П. И. Чайковский решил добавить снежинкам голоса! Чтобы это было настолько сказочно, как-будто эти снежинки настолько растанцевались, что даже захотели спеть. Но поют, конечно, не артисты на сцене, а поет детский хор за сценой, за кулисами стоят дети и поют.
- Пока мы любовались с Мари и Принцем танцем снежинок все немного замерзли,
предлагаю вам погреться у нашего камина. Сели.
Протяните ручки, чувствуете как тепло? А теперь закройте глаза, прислушайтесь и угадайте, чей это танец?
(Включаю «Фею Драже». Надеваю накидку)
А кто угадал- открывайте глаза.
- А вот и я! Кто я? Фея Драже и это мой танец. Молодцы, ребята! Я рада, что вы вместе с Мари и Принцем пришли ко мне во Дворец Сластей! Какая музыка моего танца? (Волшебная, нежная).
Да, она вся переливается, звенит. И вот тут мне хочется рассказать о ещё одной особенности этого балета. Сделать звучание танца феи Драже столь сказочным Петру Ильичу помог французский музыкальный инструмент челеста, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. Чайковский первый привез этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.
(Фрагмент видео)
Ну, что, друзья, а чтобы окончательно всех согреть я буду угощать вас сладкими горячими напитками. Посмотрите, у меня здесь есть (показываю на поднос) чай – китайский танец, будем наливать из чайничка, кофе – арабский танец, буду наливать из турки, и в третий бокал я налью - горячий шоколад– познакомлю вас с испанским танцем, его будем наливать из кофейника.
Но сначала угадаем знакомые музыкальные произведения. Слушайте внимательно, кто что угадает, того я и угощу этим напитком.
Д/И «Угадай произведение»
(на интерактивном экране).
Микс из трёх танцев, связан темой Дворца сластей. Подтекстовка (пропеваю) к теме Дворца Сластей :
Мы во Дворце Сластей
Что из чашечек пить мы будем?
Мы во Дворце Сластей!
Угадайте, что налью я.
Звучит «КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ» (Чай)
Дети отгадывают, приглашаю любого угадавшего взять, «наливаю» ему из чайника в большой стакан, предлагаю назвать и найти – какой это танец – выбрать на экране.
А какая по характеру эта музыка, какие группы инструменты вы услышали?
Давайте и мы украсим эту музыку, но не обычными инструментами. Вот П. И. ввел челесту, а мы с вами подыграем на чайных атрибутах.
ОРКЕСТР.
(А дирижером оркестра будет наша кукла – дирижер симфонического оркестра).
Звучит «АРАБСКИЙ ТАНЕЦ» (Кофе)
Дети отгадывают, приглашаю любого угадавшего, «наливаю» ему из кофейника чашку, предлагаю найти – какой это танец – выбрать на экране.
- Какой характер, настроение танца?
- Вспомним, какие инструменты играют? Духовые (флейта, гобой, бубен (ударный) А красивую мелодию играют?. (Скрипки). К какой группе относится? (К струнно-смычковым).
Ох, какой аромат, какой дымок от кофе. А вы хотите превратиться в кофейный дымок и потанцевать? Возьмём красивые белые прозрачные легкие шарфики. Будем двигаться тогда, когда слышим скрипки. Не слышим – не двигаемся.
Ну, что же, а тем, кто ещё не попробовал ни кофе, ни чай, мне хотелось бы предложить вам горячий сладкий шоколад!
А вы знаете, что в начале шоколад пили в Мексике и только мужчины?
Когда шоколад только появился в Мексике, он был напитком из какао-бобов холодным и жгучим, потому что туда добавляли перец. Пили его только мужчины. Затем его попробовали испанцы и стали делать горячий сладкий шоколад с добавлением меда, сахара. Тогда его полюбили женщины и дети. Затем в Голландии уже научились делать какао-порошок, который мы теперь разводим и пьем в виде какао или делаем конфеты и плитки шоколада. Итак, к нам на бал в сладкую страну приехал горячий шоколад из Испании – внимание, испанский танец.
Видео «ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ» (Шоколад)
Проговариваю подтекстовку: «Это шоколад, это шоколад».
Беседа прямо во время просмотра:
- Ребята, скажите, какая музыка у этого танца?
(веселая, быстрая, задорная, четкая, ритмичная).
Какие инструменты слышите? Струнные (во вступлении, духовые (труба, деревянные – кларнет и гобой, флейты – показываю на карточках). Посмотрите, следующая часть – музыка поменялась, стала более светлая, легкая, и добавился новый для нас с вами инструмент – это испанские кастаньеты (подыгрываю на кастаньетах, музыка звучит всё ярче, звонче, торжественнее и праздничнее. И концовка! (Дослушали)
Вот такой наливаю я жгучий горячий сладкий шоколад из кофейника. А к шоколаду предложу всем печенье.
Посмотрите внимательно, прежде чем выбрать, какая коробочка с печеньем соответствует количеству частей в танце? Есть ли одинаковые по звучанию части?
(Рассуждаем, выбираем нужную карточку)
Включаю фоном «ВАЛЬС ЦВЕТОВ»
Какой же танец дальше прозвучит на нашем балу?
Принц и Мари угощались сластями, любовались танцами гостей! И им очень хотелось танцевать самим! Услышав волшебную музыку вальса цветов Принц и Мари захотели превратиться в маленьких бабочек и кружиться над цветами! Приглашаю и вас, ребята, закружиться в этом сказочном вальсе!
ТАНЕЦ «ВАЛЬС ЦВЕТОВ»
Так, Мари и Принц победили зло, и стали счастливо вместе править в волшебной стране Сластей! Ну и в заключение нашей встречи, мне хочется предложить вам дополнить нашу галерею и нарисовать рисунки тех танцев, которые вам больше всего понравились!
А чтобы не забыть наше сказочное путешествие и иметь возможность вспомнить, ещё посмотреть эти танцы – я дарю вам в подарок, вот эту волшебную игру.