Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Интонационная природа музыки, ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь. Решению проблемы развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально-художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Публикация «Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально — художественного развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная».
Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной», которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой. Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки, так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.
Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной» возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.
Для более полного восприятия музыкальных произведений, мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой, не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М. И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Например, «Музыкальная гостиная» «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте)» проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы: «Что обозначают цвета на государственном флаге?», «Как называется столица нашей республики?», «Какие деревья растут в Башкортостане?», «Голоса каких птиц вы услышали?», «Люди каких национальностей живут в нашей республике?». Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей, но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.
Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев». Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.
Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной» - сама музыка. В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки.
Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь». Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического, познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной», разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них: «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь», посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята», посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник», посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова» и другие.
Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.
В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь, которая становится содержательной, образной и выразительной.
Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.
Организуя занятия в «Музыкальной гостиной», мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры.
В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей. Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.
Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей», «Музыка в повседневной жизни ДОУ», «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений, приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную». Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.
Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей, с советами и рекомендациями посетить художественную выставку, концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов. Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство», «Улыбка зажигает звезду», в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.
Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку, потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.
Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.