Лукьянцева Людмила
Сценарий музыкальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Королевство Ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная деятельность в старшей группе
«Путешествие в Королевство Ритма"
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: развивать чувство ритма.
Задачи:
• развивать ритмический слух, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
Публикация «Сценарий музыкальной деятельности в старшей группе „Путешествие в Королевство Ритма“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• закреплять умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом;
• развивать воображение;
• совершенствовать речедвигательные навыки;
• развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки;
• познакомить детей с приемами игры на клавесах.
Ход занятия
Под веселую музыку дети заходят в музыкальный зал и свободно располагаются по залу.
Музыкальный руководитель: Добрый день вам, дети!
Дети: Добрый день!
Музыкальный руководитель: Пусть сегодня будет добрый день!
Дети: Добрый день! Добрый день!
Нам здороваться не лень!
Этими словами здороваемся с вами!
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ детей). Сегодня я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие. Вы готовы? (Ответ детей) Тогда в путь!
(Дети вместе с музыкальным руководителем под музыку выполняют метроритмические движения по показу.)
Друг за другом мы идем, ноги поднимаем,
И в страну волшебную весело шагаем. (Идут, высоко поднимая колени)
Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки.
Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки. (Идут на носочках)
Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит.
Он сбивает нас с пути: «Хватит, ветер, не шуми». (Вращение туловищем вправо и влево)
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. (Поскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Поскоки на левой ноге)
По тропинке мы легко, весело бежали. (Бег «змейкой»)
Вот страна волшебная, мы тебя узнали! (Остановились и подняли руки вверх).
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и пришли в сказочное королевство под названием «Ритм». (На экране картинка сказочного королевства с названием «Ритм». Музыкальный руководитель надевает сказочную накидку). А я - его Королева. Давайте все вместе произнесем название моего сказочного королевства. (Дети произносят).
Музыкальный руководитель: В моем королевстве всё строго организовано. Прислушайтесь, как стучит сердце? (Звучит запись биения сердца) Ровно? Или с остановками? (Ответ детей) Сердце человека, если он здоров, бьётся ровно, отстукивая свой ритм – тук-тук-тук. Можно покачать в такт головой. Так же в природе день сменяется ночью, на смену ночи приходит день. Ритмично меняются времена года – зима, весна, лето, осень и снова зима. И все люди, и мы в том числе, подчинены этому жизненному ритму. Прислушайтесь, какие ритмичные звуки вы слышите?
(Слушаем в записи звуки стук колёс поезда, тиканье часов. Дети отгадывают)
Музыкальный руководитель: С утра и до вечера в моем государстве звучит музыка. В ней тоже главенствует ритм. Звуки следуют друг за другом и имеют разную длину – длинный звук и короткий. Когда длинные и короткие звуки чередуются между собой, получается красивый ритмический рисунок. Значит можно сказать, что ритм – это чередование длинных и коротких звуков. Сегодня я хочу научить вас чувствовать и воспроизводить ритм. А моими помощниками будут деревянные палочки, их еще называют клавесы. Это простейший кубинский народный ударный инструмент, их еще можно заменить тем, что есть под рукой, например карандашами, толстыми фломастерами, палочками для суши. (Раздать детям клавесы и пригласить сесть в круг на пол).
Музыкальный руководитель: Это не простые палочки, а волшебные. Они могут превращаться в различные предметы, задавать ритм в потешках и музыке. Сейчас я вам буду показывать, а вы будете за мной повторять:
(дети выполняют все действия по показу музыкального руководителя)
- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесы за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);
- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку);
- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);
- педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крутим в направлении «от себя»);
- скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка исполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);
- антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»);
- качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки);
- молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);
- дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
Музыкальный руководитель: Вот видите, ребята, две маленькие палочки, а сколько возможностей! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо».
Раз, два, три - за мною повтори!
«Весёлые палочки»
1. Палочки весёлые в руки мы возьмём, (стучать палочкой о палочку)
Палочкой о палочку ударять начнём.
Вот так, вот так ударять начнём - 2р.
2. Палочки весёлые мы подняли вверх, (поднять палочки вверх, стучать палочкой о палочку на каждый слог)
Зазвучит пусть в музыке наш весёлый смех.
Ха-ха, ха-ха-ха, наш весёлый смех.
3. Палочки весёлые опустились вдруг,
Музыка закончилась, тишина вокруг. (спрятать палочки за спинку)
Тишина, тишина, тишина вокруг.
4. Палочки весёлые вновь стучат у нас, (стучать по очереди палочками по полу)
Палочки весёлые веселят и вас.
Вот так, вот так веселят и вас.
(В конце сделать из палочек «улыбку».)
Музыкальный руководитель: Молодцы! У вас все здорово получилось.
Давайте пройдём на стульчики, сядем поудобней и внимательно прислушаемся. Мне кажется, что слышны чьи-то шаги. (Звучит «Марш деревянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.) Как вы думаете - это марш, песня или танец? (ответы детей).
Да, верно - это марш моих подданных, деревянных солдатиков. Они каждый день обходят мое сказочное государство и следят за порядком. Вы слышали, как четко, ритмично, по- военному шагают деревянные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша. А какой характер у этого марша? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Хотите попробовать промаршировать как солдатики под музыку и при этом отбивать ритм на палочках? (Ответ детей)
(Дети под музыку маршируют и отбивают ритм в такт музыки).
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы были настоящими сказочными солдатиками. Давайте присядем на стульчики. Я хочу вам сказать, что в песне, как и в марше, тоже есть свой ритм. Вот послушайте.
(Слушание песни «Этот ритм повторяй!» сл. и муз. Т. Ю. Сафоновой)
Музыкальный руководитель: Вам понравилась песня? (Ответы детей) А как же найти ритм в этой песне? (Ответы детей). Так, верно, ритм можно отхлопать ладошами, протопать, прощёлкать, прошлёпать. А мы простучим ритм этой песни при помощи палочек-стукалочек. (Пропевая песенку, дети отстукивают ритм на клавесах).
Музыкальный руководитель: Молодцы! Ребята, думаю, что пришла пора немного отдохнуть. Давайте станем в круг и сделаем друг другу массаж.
Коммуникативный массаж «Шла купаться черепаха»
(Дети встают в круг друг за другом, произносят слова и выполняют движения)
Шла купаться черепаха (пальчики шагают по спине)
И кусала всех от страха: (легкие пощипывания)
«Кусь, кусь, кусь, кусь –
Никого я не боюсь». (Поглаживающие движения ладонями по спине)
Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому до этого делали массаж.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, ребята, можем ли мы найти ритм в картинке? (Ответы детей)
Попробуйте озвучить ритм этих картинок слогами и при помощи звучащих жестов. (Музыкальный руководитель показывает картинки с изображением животных: ежика, крокодила, гуся. Дети выполняют задание при помощи звучащих жестов)
Музыкальный руководитель: Ребята, вы уже знаете: всё, что нас окружает, может звучать и иметь свой ритм. Посмотрите вокруг. Что из предметов в этом зале может звучать? (Дети отвечают)
А если этот предмет имеет звук, значит на нём мы можем простучать любой ритм. Мы сейчас разделимся на команды. У каждой команды будет свой инструмент: стол, стул, подоконник, стена. Вы кулачками и ладошками должны будете на своём «инструменте» повторить тот ритм, который я вам задам.
Ритмическая игра «Комната наша».
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось путешествие в Королевство Ритма? Вы запомнили, что такое ритм? (Ответы детей)
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. И вернуться домой нам помогут волшебные палочки.
Ритмическая игра с палочками «Скачут две лошадки» сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской.
Скачут, скачут две лошадки (стучат палочками о пол)
Но, но, но! (Палочка о палочку)
Мчатся, мчатся без оглядки, (стучат палочками о пол)
Но, но, но! (Палочка о палочку)
Скачут, скачут в город новый, (стучат палочками о пол)
Цок, цок, цок! (палочка о палочку)
Звонко цокают подковы, (стучат палочками о пол)
Цок, цок, цок! (Палочка о палочку)
Вы, лошадки, нас возьмите (палочка о палочку – палочкой о пол)
Да, да, да! (Палочка о палочку)
Быстро в город нас домчите (палочка о палочку – палочкой о пол)
Да, да, да! (Палочка о палочку)
Эй, лошадки, на пригорок (палочка о палочку – палочку вверх)
Скок, скок, скок! (Палочка о палочку)
Вот он город, новый город (о свою палочку – у соседа)
Стоп, стоп, стоп! (Палочка о палочку)
Музыкальный руководитель: Ехали мы, ехали и в детский сад приехали!
Я очень рада, что наше путешествие прошло весело и радостно. Вы - большие молодцы. Выполнили все творческие задания. Любите музыку, танцуйте, пойте, и у вас всегда будет хорошее настроение. До новых встреч, до свидания!
Дети под музыку выходят из музыкального зала.