Ирина Воронцова
Музыка в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст –стартовый период всех высоких человеческих начал. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», говорил Аристотель. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Произведения музыкального и устного народного творчества, в работе с дошкольниками, просты, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости. Следующим этапом в этом направлении является использовании музыки при ознакомлении с образом Родины. Для ребенка дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей – это слово «мама» - самое лучшее на свете. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Например, для малышей: «Я для милой мамочки испеку два пряничка». Данная песня стала уже классикой. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму: «Лучше всех на свете – мамочка моя». Чувство к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием к родной природе и нужно развивать патриотические чувства дошкольников. Потому что природные явления и объекты более понятны для музыкального восприятия ребенка.
Публикация «Музыка в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Тематические праздники направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего мира с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитника Отечества». Песни военной тематики легко запоминаются детям. Особенно популярны у них песни, написанные в жанре марша. Содержание таких песни созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием исполняют патриотические танцы, выполняют различные перестроения. В теме Великой Победы мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Это песни: «Мой прадедушка», «Катюша», «Синенький платочек», «В землянке» и другие. Дети с большим желанием участвуют в военных играх, тематических сценках, перевоплощаются в моряков, пограничников, летчиков и т. д. Для детей подготовительных групп предусмотрено знакомство с гимном Российской Федерации, прослушиванию музыки и текста. 1 июня в детском саду проводится праздник – День защиты детей. Основная цель данного праздника – приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе. Вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с воспитателями детского сада. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи: - формируем у детей чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны - воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиги - формируем у детей чувство собственного достоинства, как представителей Российского государства. Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами всего детского сада даё т ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.