Петрова Евгения
Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является уникальным периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте происходит становление личности и индивидуальности каждого ребёнка. Дошкольный возраст является благоприятным периодом и для активного речевого развития ребёнка.
Публикация «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Такая тема как развитие речи дошкольников в последние время становится очень актуальной, так как всё чаще и чаще можно наблюдать увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения. Этот момент усугубляется ещё и тем, что, в силу ряда причин, не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалистов по успешному речевому развитию.
Большую роль в этом процессе может оказать дошкольная образовательная организация, и частности, музыка как вид искусства, с которой дошкольники знакомятся на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности.
Уже с самого начала можно отметить, что речь и музыка имеют общие основы. Как речь, так музыка начинаются со звуков. Литературные и музыкальные произведения – это тексты, которые требуют определенного прочтения – в музыке это ноты, в литературе – это буквы.
Наша речь и музыкальный язык схожи и по другим критериям. Так, например, слову в музыке соответствует мотив, фразам – музыкальные фразы и мелодии. И в речи и в музыке присутствуют такие элементы как ритм, динамика, интонация и фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть наивысшая точка развития, которая называется кульминацией. Паузы в музыке выполняют функцию знаков препинания, которые используются в литературе как выразительные средства.
Развитие речи дошкольников средствами музыки происходит по всех видах музыкальной деятельности.
Так, например, воздействие музыки на речь детей при её прослушивании выражается в пассивном или активном восприятии музыкальных произведений. Пассивное восприятие находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении непосредственной образовательной деятельности. Активное восприятие выражается в процессе бесед о музыкальных произведениях, когда детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведений, что позволяет расширять и обогащать их словарный запас.
Наиболее продуктивно работа над речью дошкольников происходит в таком музыкальном виде деятельности как пение. Перине полезно как для детей с нарушением речи, так и без них. Во время пения активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи. Пение способствует развитию слуха и голоса, улучшает дикцию, помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, музыкальный руководитель развивает у дошкольников силу воздушной струи, тем самым способствуя правильному речевому дыханию. Развитию артикуляционного аппарата способствует и развитие координации слуха и голоса.
Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме, а повтор является основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности. Повторение происходит при пении попевок на развитие диапазона голоса, при использовании таких приёмов, как: «эхо», «пение цепочкой». Одну и ту же попевку можно пропевать в разных ладах и с разной интонацией: радости, грусти, удивления, восторга и т. д.
Развитие речи дошкольников успешно проходит и при использовании музыкально-пальчиковой гимнастики. Связь мелкой моторики и развития речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» – эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, способствуя подготовке руки к письму. Использование музыки при игре с пальчиками помогает развитию эмоциональной и выразительной речи ребёнка.
Одной из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии являются речевые игры. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Речевые упражнения наряду с элементарным музицированием широко используются в современной музыкальной педагогике.
Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте, способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению текста. Озвучивая стихотворения, сказки, небольшие рассказы с помощью музыкальных инструментов, у дошкольников развивается воображение, память, слуховое внимание, чувство ритма.
Таким образом, музыку можно использовать как одно из действующих средств по развитию речи дошкольников, ведь под влиянием музыкальных упражнений, игр, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности.
Кроме того, каждому педагогу необходимо помнить, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека.
Библиографический список
1. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
3. Теория и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов/Е. А. Медведева (и др.); под редакцией Е. А. Медведевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 217 с.