Ирина Евтеева
Рекомендации музыкального руководителя «Музыка и немного фантазии»
▼ Скачать
Рекомендации музыкальным руководителям ДОУ на тему :
Автор-составитель : музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ № 276 Евтеева Ирина Сергеевна.
Ростов-на-Дону 2023
Содержание :
Введение ….
1. «Рисуем» музыку …
2. Определяем форму …
3. Подбираем инструмент …
Публикация «Рекомендации музыкального руководителя „Музыка и немного фантазии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
4. Нарисуем песню ….
5. Музыка для игрушки ….
Заключение ….
Список литературы ….
Введение
С каждым годом все больше детей получают в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает задатки музыкального вкуса.
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям лучше понимать и любить ее. Из всех видов искусств музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.
Чтобы детям было интересно слушать музыку, произведения должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Очень уместно будет детям показать картинку, соответствующую теме произведения, тогда у ребенка возникнет образ музыкального произведения и ему гораздо понятней и интересней будет слушать. Кроме того произведение должно передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.
Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формы, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу.
Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.
Отобрав доступные музыкальные произведения, нужно обязательно сказать вступительное слово, предваряющее слушание. Вводное слово должно быть кратким, понятным. Вступительное слово может быть в стихотворной форме.
А если немного пофантазировать, можно в музыкальные занятия добавить элементы творчества, тогда интерес к слушанию музыки заметно возрастет, тем более что здесь ребенок может так же проявить свое мышление, восприятие и навыки рисования.
Творите и фантазируйте!
1. «Рисуем» музыку
Музыка по своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Можно выполнить с детьми такое интересное задание. Прослушать любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) : это могут быть произведения западных классиков
(например, фрагменты из «Времен года Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавал животных» К. Сен-Санса) или произведения для детей русских и советских классиков : А. Римского- Корсакова, И. Мусоргского, П. Чайковского, А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского.
Теперь нужно проанализировать с детьми, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение –так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?
Теперь можно предложить детям передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.
Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая, призывная-совсем других изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вдохи виолончели, нежные переливы флейты.
2. Определяем форму
Музыкальной формой называется строение, конструкция, соотношение частей внутри музыкального произведения. Основной принцип построения любой музыкальной пьесы или крупного сочинения –повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут повторяться мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведений. Чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушиваться в исполняющую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.
Если музыкальное произведение, небольшое по объему, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную и, например, так обозначить графически:
Если оно содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме. Графически это может выглядеть следующим образом :
Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале – относим это произведение к трехчастной форме:
Послушайте с детьми яркую фортепьянную пьесу из «Детского альбома»
П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и попытайтесь определить форму этого произведения. Какая из трех схем соответствует этой форме?
1. 2. 3.
А теперь попросите ребенка сочинить небольшое произведение, используя для этого любую из предложенных форм: одночастную, двухчастную, трехчастную. Играть удобнее на ударных инструментах. С их помощью легко сочинить и озвучить любой ритмический рисунок.
Примечание. Собственная фантазия и находчивость в случае необходимости поможет заменить маракасы, бубны, треугольники, кастаньеты и другие музыкальные инструменты кубиками, ложками, палочками, в общем всем, что может шуметь, греметь и по чему можно с удовольствием ударять.
3. Подбираем инструмент
Пропойте с детьми «Песенку о весне» композитора Фрида. Положите перед детьми несколько музыкальных инструментов : треугольник. металлофон, дудочку, свистульку. Предложите украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета. Подобные задания предоставляют детям необходимую возможность для них творческого самовыражения.
4. Нарисуем песню
Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится детям и почему. Попросите их передать содержание понравившейся песни при помощи рисунка.
Далее педагог предлагает взять детям лист бумаги и фломастеры. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии : например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную, прямые, изогнутые – под решительную, прерывные –под легкие, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
5. Музыка для игрушки
Перед каждым ребенком разложена имеющаяся у него игрушка
(например, тигренок, кошка, кукла, ежик, собачка и т. д.). Музруководитель включает грамзапись (можно исполнить произведение на фортепиано). Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Заключение
Предлагаемые игры и методики, применяемые на музыкальных занятиях, являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. Более того, музыкальные занятия приобретают совсем другую эмоциональную окраску, т. к. в такого вида занятий переплетаются несколько видов деятельности: художественной, игровой, музыкальной. Детям на такие занятия хочется ходить с большим удовольствием, потому что, раскрываются не только его музыкальные способности, но и мыслительные, художественные и т. д.
На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой комбинируют музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности. динамике.
Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный слушательский опыт и приобрести некоторые сведения об их выразительных особенностях. И если детей с детства приучают слушать музыку, у него развивается устойчивый активный интерес к ней, желание узнать, что рассказывает музыка, о чем она говорит. Поэтому, главная задача музыкального руководителя уметь донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их мысли и чувства. А для этого педагог должен быть профессионально подготовленный и самое главное, творческий в своих педагогических исканиях, постоянно находить новые методики преподавания музыкального материала детям. Тогда и занятия ребенку будут интересны.
Творите и фантазируйте!
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. -М. : Просвещение, 1991. -240 с.
2. Метлов Н. А. Музыка-детям : Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. / сада / сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. -М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Академия развития, 1997. -240 с.
4. О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили ; Под ред. О. П. Радыновой. – М. : Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.