Валентина Лукьянова
Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющих ограниченнные возможности здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
У детей, имеющих ограничения возможности здоровья с первых лет наблюдаются отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии. Дети уже с первых месяцев жизни отстают от возрастной нормы в весе, росте. Позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить. Уже в период дошкольного детства у них часто встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей задерживается процесс окостенения скелета. В дошкольном возрасте практически у всех детей наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора (синкинезии, нарушения в координации движений, гиперкинезы, гемипарезы).
Публикация «Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющих ограниченнные возможности здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Дети испытывают затруднения и выполнения более сложных видов движений. Наблюдается несогласованность движений рук и ног, движения совершаются с несоразмерным мышечным напряжением. Многие дети могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с одного места на другое. Прыжки вызывают у таких детей чрезмерное напряжение и сосредоточенность.
В начале пребывания в детском саду дети также испытывают затруднения в движениях и действиях. Из – за несформированности речи и пространственных ориентировок в работе с ними нецелесообразно использовать словесную инструкцию самостоятельно, а лишь в сочетании с показом или совместными действиями. Нередко встречаются ситуации, когда ребёнок спонтанно может воспроизвести цепочку действий, но самостоятельно по слову повторить их не может, запутываясь в направлениях движения : вниз, вверх, вправо, влево и так далее.
У детей не сформирован самоконтроль. Они не замечают неправильного выполнения действий, поэтому необходимо помочь им и путём совместных действий формировать правильный двигательный образ, который в дальнейшем закрепляется. У дошкольников наблюдается выраженная недостаточность статической координации, испытывают большие затруднен6ия в принятии определённой позы, не могут выдержать её более 1-2 секунд.
Особенности моторного развития ребёнка определяют успешность овладения им основными видами деятельности, характерными для дошкольников: самообслуживания, предметной деятельности, игры, рисования и так далее.
Важное значение в процессе воспитания детей в дошкольных учреждениях имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, физическое развитие и совершенствование моторных функций. Вся работа проводится в различных формах: физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, закаливание, осуществляемые медицинским персоналом учреждения, обеспечивают условия эффективного проведения системы специальных физкультурных и музыкальных мероприятий, а также других форм, входящих в педагогическое направление работы с детьми с отклонениями в развитии.
Основными задачами физкультурной работой является стимуляция физического развития и преодоление имеющихся у него нарушений двигательных функций.
Огромное значение в работе с такими детьми имеет индивидуальный подход.
В процессе использования всех форм учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития моторики может быть различным. Важным является также учёт особенностей психического развития ребёнка, и, в частности, его познавательных процессов, внимания, речи, личностных качеств (самостоятельности, инициативности, активности).
Высокой эффективности работы по физической воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья способствует эмоциональная насыщенность всех проводимых мероприятий с детьми. Если ребёнок испытывает удовольствие и радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Организованная игровая деятельность способствует устранению замкнутости, застенчивости. Ребёнок раскрепощается, становится более свободным в выражении своих эмоций. Особенно дети эмоционально отзывчивы на музыку. Музыка повышает их эмоциональный тонус, создаёт у них бодрое, радостное настроение. Во время прослушивания музыки у детей возник4ают желания двигаться. Песни и музыку целесообразно использовать в работе, они задают темп и ритм движения, в продуктивной деятельности – как момент предваряющий или завершающий работу, на индивидуальных коррекционных занятий со специалистами для снятия напряжения, предупреждения переутомления (приложение 1).
Чем разнообразнее формы работы с такими детьми, тем успешнее преодолевать отклонения в его физическом и психическом развитии. Очень важно научить наших детей эмоциональным проявлениям, умению правильно выразить свои чувства при помощи мышц лица, пантомимики, понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них.
Музыка позволяет создавать яркие образы. Ребёнка нужно научить вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные его пониманию му3зыкальные образы. Привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, нужно научить дошкольников, которые имеют ограничения возможности здоровья сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.
Создание образов – процесс очень сложный. Он предполагает «изменение ребёнком самого себя», управление многими произвольными актами, отвлечение от реальности. Поэтому лишь научившись целенаправленно сочетать мимику, позу, жесты, движение тела и голос, дошкольник имеющих отклонения в развитии сможет создавать игровые образы знакомых ему животных, людей и так далее, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
В процессе коррекционных музыкально-игровых мероприятий осуществляется закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие внимания, памяти, речи, мышления. Чтобы научить детей дошкольного возраста, которые имеют отклонения в развитии, научить создавать какие-либо образы, необходимо решить целый ряд задач:
- научить его выражать основные эмоции.
- Научить ощущать себя, свои мышцы, своё тело, а затем и управлять каждой группой мышц (рук, туловище, ног, пясти, шеи и лица) отдельно и согласованно.
Обучение начинать надо с самых простых эмоций и состояний, которые ребёнок может наблюдать в реальной жизни, например, «собачка принюхивается», «котёнок мяукает», «любопытная лисичка» и так далее, и которые можно выразить с помощью мышц лица. В данных упражнениях внимание детей особенно привлекается к какому-нибудь одному компоненту выразительности. Например, закрытые глаза, поднятые брови, движения носом и так далее.
Такие движения, как: «Вкусная конфета», «Как мы удивляемся», «Я устал», «Поссорились-помирились» формируют умения распознавать эмоциональное состояние другого человека.
- Научить управлять мышцами туловища и ног.
Можно использовать ходьбу на полупальцах – «как мышки», на внешней стороне стопы – «как медведь», друг за другом – как «змейка», «ручеек»; наклоны – «как деревья качаются», «насос»; присесть, закрыть лицо руками – «прячемся»; махи кистями. Руки согнуты в локтях – «уточка плывёт», различные имитационные движения – ходьба на лыжах, езда на коньках, санках; прыжки – «через канавки» или «ручеёк». Физическая нагрузка не должна быть большой.
- Научить управлять мышцами рук. Здесь происходит формирование жеста. Которое начинается с самых простых упражнений типа: «Это я!», «Это моё!», «Тише!», «Уходи!», «Иди ко мне!». Овладение жестом имеет особое значение для неговорящих дошкольников, поскольку помогает им адаптироваться в группе, наладить контакт с другими детьми и взрослыми.
- Научить управлять мышцами пясти. Большую роль в этой работе играет пальчиковая гимнастика. Она широко используется в повседневной жизни детей в детском саду.
- Научить выполнять движения под музыку, развивая и совершенствуя чувство ритма. Обучение начинается с простых упражнений типа: барабаны стучат «Бам -бам», капельки капают «кап-кап», часы ходят «тик-так», шаги «топ-топ».
- Научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса, ознакомить со звуковысотным строем языка.
Не менее важной задачей, которая решается в процессе коррекционных музыкально-игровых мероприятий, является развитие общения детей друг с другом и со взрослыми. Снятие эмоционального напряжения, формирование способов самовыражения.
Средства музыкальной терапии, элементарной арттерапии позволяют научить ребёнка выражать свои эмоциональные состояния.
Коррекционные музыкально-игровые мероприятия способствуют развитию двигательных функций у детей, так как в такие мероприятия включены игры и упражнения, которые способствуют развитию координации движений, их точности, зрительно-двигательной координации.
Каждое проводимое мероприятие должно приносить ребёнку удовольствие и радость. Оно не должно вызывать у детей состояние утомления. Необходимо чередовать сочетание интенсивных упражнений большой активности, со спокойными играми и упражнениями. Обязательным элементом каждого мероприятия должны быть упражнения на развитие дыхания и релаксационные упражнения типа: «Красивый цветок», «Ёжик свернулся» и так далее.
Проводимые мероприятия должны обязательно включать такие элементы:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на релаксацию;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на зрительно-двигательную координацию;
- упражнения, направленные на обучение эмоциям;
- пение с движением, драматизация с пением, хоровод;
- игру и упражнения, направленные на закрепление знаний об окружающем;
- развитие чувства ритма.
Такие коррекционные музыкально-игровые мероприятия должны проводить специалисты детского сада. Только тесное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей позволит помочь каждому ребёнку, прийти на помощь каждому ребёнку и помочь решить возникшие проблемы в его развитии.
Приложение 1
Примерное коррекционно- игровое мероприятие на тему: «Весна»
Познание:
Уточнить и закрепить признаки весны.
Коммуникация: Умение общаться посредством музыки.
Физическая культура:
Продолжать совершенствовать общие двигательные навыки. Совершенствовать переключаемость с одного вида деятельности на другой. Развивать мелкую моторику.
Музыка :
Совершенствовать эмоциональную адекватность и танцевальные движения.
Материал: зал украшен весенними пейзажами, ваза с ветками берёзы, обручи, искусственные цветы, муляжи инструментов.
Ход:
- Дети, я приглашаю вас в путешествие на самолёте.
Дети под музыку «Самолёты» выполняют упражнение «Самолёт» :
Дети присаживаются на одно колено, изображая самолёты на аэродроме, затем «заводят мотор», вращая согнутыми в локтях руками один кулачок вокруг другого.
-Вот мы и прилетели на поляну.
- На чём мы с вами летели? Как заводили мотор?
- Посмотрите, как здесь красиво! Давайте споём песенку и выполним движения :
Пение с движением : «На полянке»
Становится весною тепло, тепло Дети взявшись за руки, идут по кругу
У леса на опушке светло, светло,
Мелодия синички звучит, звучит. Имитируется игра на скрипке.
А дятел барабанит, стучит, стучит. Имитируется игра на барабане.
Щегол на тонкой ветке поёт, поёт, Имитируем игру на дудочке.
Воробышек на танец зовёт, зовёт. Кистями рук «маним» к себе.
Где вырос на полянке цветок, цветок. Присесть, руки опущены к полу,
взмах, поднять руки над головой, встать.
Там воробьи танцуют: Руки на пояс, подскоки на двух ногах
Прыг-скок, прыг-скок. на одном месте.
Светит солнце, греет землю, обогревает всех. Растаял снег, и потекли ручьи.
- Ребята, возьмите друг друга за руки и пойдём «змейкой» по залу, обегая все препятствия, - «ручеёк течёт».
-Звонко капает капель (дети поют песню «Капельки» и выполняют движения)
Песня «Капельки»
Дождик льёт на улице, Руки перед грудью, взмахи кистями – «капельки».
Мне нельзя гулять. Погрозили пальчиком.
И решил я капельки Руки перед грудью, взмахи кистями, как бы
На стекле считать. стряхивая капли с ладоней.
Капельки, капельки, «Считаем» слева направо перед собой
… три, четыре, пять указательным пальчиком.
Капельки, капельки, Движения те же
Мне не сосчитать.
Я закрыл окошко Круговые движения правой рукой перед собой -
И протёр стекло. «протираем стекло».
Но опять их много, «Стряхиваем» капельки с ладоней.
Много натекло.
Капельки, капельки «Считаем» капельки, указательный жест.
… три, четыре, пять.
Капельки, капельки Движения те же.
Мне не сосчитать.
- Растаяли сосульки – релаксация «Сосулька» (музыка Д. Шостаковича «Сентиментальный вальс».
Дети соединяют руки в замок и поднимают над головой. Напрячь мышцы тела, рук, лица (сосулька ледяная, крепкая).
Выглянуло солнышко, сосулька стала таять. Разъединить руки, расслабить мышцы, медленно опускать руки вниз, присесть, расслабляя мышцы спины, лица, ног.
- Появились большие лужи (разложить обручи по залу).
- Давайте по камушкам перепрыгнем лужи. Дети перепрыгивают с одной ноги на другую под музыку белорусской народной песни «Янка».
- А теперь надевайте резиновые сапоги (имитация движений, пойдёмте гулять по лужам.
– Психогимнастика: выражение радости, удовольствия. Дети действуют по показу воспитателя. Дети встают в центр обруча (у каждого ребёнка свой) – это «лужа».
Под украинский народный танец «Ой, лопнул обруч» дети топают ногами.
- В лесу появились первые цветы.
- Как они называются?
- Выполнение упражнение: «Подснежник раскрылся» (музыка Р. Паульса «Бабочки на снегу»).
- А вот и птицы прилетели. Каких птиц вы знаете?
- Выполнение упражнения под музыку А. Грибоедова «Вальс».
- Давайте построим птицам дом.
- Как он называется?
- Какие инструменты нам нужны?
- Выполняется упражнение «Строим дом для птиц».
- Хорошо в лесу весной, но пора домой отправляться.
- Повторяется упражнение «Самолёты».