Наталья Спиридонова
Отчет проекта «Музыка для всех»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Спиридонова Наталья Климовна, музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Сулусчаан» с. Намцы»
Публикация «Отчет проекта „Музыка для всех“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
В Республике Саха (Якутия) создаются условия для широкого распространения музыкального образования, охватывающего максимальное количество детей и подростков. В 2013 году Первый президент Республики Саха (Якутия, депутат Государственной Думы РФ Михаил Ефимович Николаев дал старт республиканскому проекту «Музыка для всех». Организаторами проекта являются министерство образования и министерство культуры и духовности республики.
Проект «Музыка для всех» является актуальным и своевременным в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала, активную проектную деятельность самого ребенка, что является ключевой идеей самого проекта. Проект признан инновационным в сфере российского музыкального образования.
Суть проекта заключается в следующем: мы не готовим композиторов или музыкантов, мы будем использовать музыку как образовательную технологию, нацеленную на развитие восприятия ребенка, его мозга, его способностей. Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал и физику, и химию, информатику и языки. Этот проект охватывает детей с 4-х лет, с дошкольного возраста до 11 класса включительно. Освоив азы музыкального искусства ребенок будет легко осваивать другие, технические и гуманитарные предметы, и станет в будущем хорошим специалистом.
Уже сегодня можно говорить о позитивных изменениях в музыкальном образовании детей в республике, о чем свидетельствует проведение I Форума учителей музыки и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия). В форум были приглашены ведущие специалисты, опытные преподаватели по музыкальному образованию из Москвы, Кореи, США.
Первый слёт учителей музыкального и изобразительного искусства, призван изменить роль и значение художественного образования в Якутии, выработать конкретные механизмы реализации республиканских творческих проектов. Форум собрал большое количество педагогической элиты со всей республики в микрорайоне Октёмского технического лицея с. Чапаево Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия, где мне посчастливилось поучаствовать в составе делегации из Намского улуса, в качестве представителя музыкальных руководителей дошкольного образования.
13 августа 2017г. в день открытия, работа прошла в формате стратегических сессий по проектам «Музыка для всех» и «Рисуем все», на которых учителя музыки и изобразительного искусства дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования совместно с приглашенными экспертами в рабочем порядке рассмотрели текущую ситуацию по художественному и музыкальному образованиям. В ходе многочисленных обсуждений, выступлений участники сессии выявили проблемы, дали предложения по видению желаемого будущего, обсудили как реализовать достижение такого будущего, где каждый мог выразить свое мнение по развитию проектов «Музыка для всех» и «Рисуем все». В результате работы стратегических сессий были внесены управленческие механизмы совершенствования работы по реализации данных проектов.
14 августа 2017г. под руководством первого замминистра образования и науки РС (Я, председателя Оргкомитета форума Габышевой Феодосии Васильевны была проведена стратегическая сессия для заместителей глав муниципальных образований, начальников управлений образования и культуры, руководителей подведомственных организаций Министерства образования и науки Якутии и Министерства культуры и духовного развития Якутии. Стратегическая сессия началась с доклада директора Октемского научно-образовательного центра Юрия Ивановича Семенова о важности проектов «Музыка для всех» и «Рисуем все!». Он привел результаты исследования Гарвардского, Оксфордского и Шанхайского университетов, проведенного ими совместно на протяжении 27 лет в области изучения систем образования в более чем 78 странах мира. Исследование показало, что без искусства ни физика ни математика не дает того эффекта, который возможен при развитии нейронов мозга человека классической музыкой и изобразительным искусством до 3-х лет. Поэтому именно классическая музыка и изобразительное искусство выступают основным средством развития детей.
С очень интересным докладом выступил руководитель струнного ансамбля Arco ARTico Дедюкин Андрей Семенович. Андрей Семенович с точки зрения музыкальной теории с помощью наглядного изображения внутренних связей между семью нотами показал гармонию музыки, при усвоении которой дети имеют возможность систематического подсознательного комплексного понимания окружающего мира, перестают мыслить линейно. В качестве примера он привел игру Энштейна на скрипке. Кроме того, подчеркнул, важность проведения коллективного группового образования, в которых учащиеся «копируют друг друга, а проявляя творчество становятся личностями». Он выступил с предложениями о развитии музыкального образования через канал на Youtube, предоставлении помощи в создании оркестров в улусах, приобретении любых музыкальных инструментов «Ямаха».
Нашими учителями — модераторами по музыке явились : директор ГБУ г. Москва «Школа №324 «Жар-Птица» — Зотова Елена Борисовна, победитель конкурса «Учитель года России» Заруба Артур Викторович, хормейстер, педагог по вокалу Школы №324 «Жар-Птица», Заслуженный Учитель РФ — Богачёва Зинаида Витальевна, доктора педагогических наук ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Торопова Алла Викторовна и Осеннева Марина Степановна.
В ходе форума посетили мастер-класс Богачёвой Зинаиды Витальевны - московского хормейстера с многолетним стажем из «Школы№324 «Жар-Птица». Она представила тему «Вокальная работа в хоровом классе», где были продемонстрированы основные распевки хора с младшего по старшие классы. Вместе со своим учеником – вокалистом они преподнесли присутствующим вокализы и вокальные номера в убедительном исполнении.
Елена Борисовна Зотова (директор Школы №324 «Жар-Птица») в своих выступлениях исходила из единства законов развития природы, мышления, искусства, а также из того, что именно искусство зачастую опережает философию и науку в поисках новых форм освоения действительности. Теперь мы знаем, что выпускники её школы это не только будущие певцы, актёры, музыканты, но и химики, учителя и дипломаты с высокой культурой.
О своей профессиональной мотивации педагога-музыканта поделился победитель конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук, композитор Заруба Артур Викторович. На мастер-классе «Математика … Музыка….»- о глубинной связи музыки и математики», об анализе математического золотого сечения с ритмом музыки или организацией длительности нот. Заруба подытожил, что каждый его урок музыки – это общение учителя с учащимися в русле идей педагогики сотрудничества. Он говорит, что при изучении математики, например, зная только составляющие математические выражения, ученик может понять смысл целого строения ритмических задач. А через музыку, напротив, воспринимая художественные образы выявить математические формулы.
В рамках Форума учителей музыки и изобразительного искусства был издан сборник статей и материалов из опыта работы педагогов-музыкантов республики, где вопросы педагогики и искусства пронизаны поиском новых нестандартных методов и приёмов, на обновление системы образования и культуры. Я рада поделиться тем, что в данный сборник вошла моя работа – «Технологическая карта открытого занятия «Прогулка по зоопарку»», представленная в Республиканском профессиональном конкурсе педагогов «Воспитатель Года Республики Саха (Якутия)- 2017».
Сегодня, когда дан старт проектам «Музыка для всех» и «Рисуем все» для нас педагогов даётся весь спектр духовного воспитания. Ни для кого не секрет, что, сегодня, в современном мире, где царствует «Экономика знаний» роль музыкального и художественного образования в школе — превращается в фундаментальную. Недаром, три ведущие азиатские государства: Япония, Корея, Китай, осознав эту формулу, выработали свою национальную стратегию, где конкурентоспособность в XXI веке определяется культурной индустрией, которая начинается с детского сада. И теперь такое право предоставлено нам, якутским педагогам, учителям музыки и изобразительного искусства. Шаг за шагом, преображая детей через музыкальное образование, воспитывать в них открытость к современным инновациям, рассматривающих свою будущую жизнь с художественно-эстетической, социально-экономической, нравственно-этическо стороны.
Органичная работа двух ведомств Якутии — Министерства образования и науки РС (Я) и Министерства культуры и духовного развития РС (Я) — продемонстрировала слаженную работу и дала трамплин к подготовке к 100-летнему юбилею нашей республики и признание на государственном уровне о роли и значении музыкального и художественного образования в качестве существенной роли в части национальной культуры и одного из приоритетных направлений её развития.
Потому, эти два проекта, после Форума, официально, стали народными проектами, а каждый делегат превратился «послом» проекта и теперь должен будет продвигать и развивать их в своём родном улусе.
Образование в данном направлении ведется, начиная с детского сада, в школах и учреждениях дополнительного образования. Все общеобразовательные учреждения Республики Саха (Якутия, основываясь на базе накопленного богатого опыта, включились в реализацию проекта «Музыка для всех», ведут разноплановую работу с детьми.
В нашем детском саду «Сулусчаан» №11 с. Намцы, Намского улуса так же ведется плодотворная работа по реализации проекта «Музыка для всех». Как говорил Л. С. Выготский: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего гармоничного развития личности ребёнка, поэтому в учебно–воспитательной работе нашего дошкольного учреждения, обеспечивается необходимая подготовка детей к обучению, осуществляется преемственность по всем направлениям, в том числе по музыкальному развитию.
Наша цель – формирование системы непрерывного музыкального образования и обеспечения преемственности между детским садом и школой. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: создание необходимых условий для базового музыкального образования детей; способствование развитию у детей эстетического отношения к музыке, к искусству в целом и через него ко всему окружающему.
Система непрерывного музыкального образования реализовывается созданием дополнительных занятий:
- по классу фортепиано,
- вокально-хоровое пение,
-музицированию, в частности обучение детей к игре на национальных музыкальных инструментах : купсуур, дьа5а, хомус,
- хореография.
В дальнейшем планируем обучение детей на блок-флейте.
Музыкальный ребенок начинает раньше и лучше читать, легче воспринимает точные науки, быстро осваивает языки. Проект «Музыка для всех» способствует воспитанию всесторонне развитой личности через занятия музыкой.
Благодаря совместным усилиям учителей, педагогов, родителей и попечителей каждый учащийся республики может стать творцом своей личности и получить музыкальное образование через проект «Музыка для всех».
В заключение хочется отметить, что проект «Музыка для всех» востребован среди населения республики, так как совершенствование общего музыкального образования, целью которого является воспитание культурного слушателя, остается важной задачей современной системы образования.