Таня Яценко
Музыка без слез для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ак вы думаете, что важнее: чтобы ребенок заговорил или чтобы он запел?
И первому и второму детки научатся только через живое общение со взрослыми и сверстниками. Да, говорим мы все. А поем далеко не все, и музыку слушаем тоже не все – и это напрасно! Ведь музыкальным языком ребенок может овладеть только находясь в музыкальной среде, в среде, где звучит музыка. Самая важная музыка для маленького крохи – это колыбельная. И самый важный носитель музыкальной информации – это мама, которая поет своему малышу колыбельную. Милые мамочки, наличие голоса, слуха – это дело десятое. Самое главное – любовь к своему ребеночку. Вы можете ему напеть, намурлыкать, нашептать самую простую колыбельную «Баю-баюшки-баю, я сыночку спою», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Именно ВАШЕ пение даст понять, что мама всегда рядом, успокоит малыша, поможет ему заснуть.
Публикация «Музыка без слез для детей раннего возраста» размещена в разделах
Конечно, нам необходимо понимать, что взрослые и дети воспринимают музыку и весь музыкальный материал по-разному. Мы с вами воспринимаем музыку более цельно. У детей особенности восприятия зависят от личностных качеств ребенка, внешних условий, а также самого прослушиваемого музыкального произведения.
Французский педагог Морис Мартено предложил такую классификацию детского восприятия музыки :
-«пассивное восприятие - ребенок слышит звук радио, но занят другим делом;
- частично активное восприятие - малыш слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения;
- активное, когда ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее или, слыша мелодию, начинает танцевать».
Сколько музыки в день может воспринимать малыш? Конечно, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Пассивно можно воспринимать музыку с утра до вечера. Пассивное восприятие может само перерасти в частично активное восприятие, а затем и в активное. Самое главное – это качество музыки. Популярная, развлекательная музыка тоже бывает разной. Спорить о культурной ценности современной музыки можно долго. Конечно, самый надежный вариант для музыкального развития ребенка – это классическая музыка. Классика еще не испортила никого. Моцарта, Чайковского, Шопена с удовольствием слушают дети любых возрастов. Наблюдения за детьми показали, что от слушания большинство из них переходят к произвольным танцам под классические произведения, под которые танцевать взрослому не пришло бы и в голову. Итак, задача взрослых в приобщении детей к музыке сводится к :
1. Найти, подобрать музыкальный материал.
2. Включить его в фоновом режиме.
3. Наблюдать за ребенком.
4. Обязательно хвалить его, если пассивное восприятие начало перерастать в частично активное.
Не стоит ограничивать себя и ребенка классической музыкой только этих известных композиторов. У классиков разных эпох найдутся специальные произведения, написанные для детей.
Что можно порекомендовать к прослушиванию?
И. С. Бах. «Шутка» (Сюита №2 Си-минор).
Л. Бетховен. «К Элизе».
М. Глинка Песни и романсы.
М. Мусоргский. «Картинки с выставки», вокальный цикл «Детская».
Ф. Шуберт. Песни. «Музыкальный момент».
Э. Григ. «Пер Гюнт».
К. Сен-Санс. «Карнавал животных».
С. Прокофьев. Цикл пьес для фортепиано «Детская музыка», симфоническая сказка «Петя и волк».
Д. Шостакович. Цикл «Танцы кукол».
Разумеется, самый понятный и близкий для всех жанр музыки – это песня. Песни можно слушать, можно петь, а можно с ними и … поиграть, например, в игру «Образы». Правила игры такие: мы называем какой-нибудь образ природы, к примеру – деревья, и вспоминаем песни, в которых этот образ есть. Вот и результат: «В лесу родилась ёлочка», «Там, где клен шумит…», «Во поле березка стояла», «Ивушка зеленая» и т. д. То же самое с цветами: «Ландыши, ландыши – теплого мая привет», Ромашки спрятались, поникли лютики», «Желтые тюльпаны» и другие. Дети с удовольствием играют в такую игру.
Конечно, дети очень любят музыкальные произведения из мультфильмов и кинофильмов. Популярность киномузыки начиналась еще в середине XX века с песен замечательного советского композитора И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», которые пропитаны романтизмом и отвагой. Б. Чайковский написал музыку к фильму Ролана Быкова «Айболит 66». Композиторы В. Шаинский и М. Зив создали незабываемые музыкальные темы к мультфильму про Чебурашку и его друга крокодила Гену. Огромный вклад в копилку детских музыкальных произведений внесли композиторы А. Рыбников, Г. Гладков, Е. Крылатов, М. Минков, М. Дунаевский и многие другие. Качество этих музыкальных «киношных» произведений ни у кого не вызывает сомнений. Если бы наши дети наряду с песенками из современных мультфильмов слушали еще и песни, которые пели в детстве мы и наши родители, возможно, малыши были бы добрее.