Анна Корнеева
Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по теме «Строительство дома» из цикла «Знакомство с жилищем крестьянина» по музейно-образовательной программе «Дом»
Цель: Знакомство с основными понятиями: «Деревянный дом», «Деревня», «Сруб», расширение представлений о северной деревни; обогащение словарного запаса; воспитание интереса к изучении истории и традиций родного края.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем как начиналось изготовление избы, какие инструменты использовались.
Публикация «Музейно-образовательная деятельность „Строительство деревянного дома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
2. Обогащать словарь детей: топор, скобель, долото, пила, тесали, выбирали, валили,сруб, «Кошель», «Глаголь»,
4. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки).
5. Развивать интерес к познанию народного ремесла
Предварительная работа:
- беседа о предметах, облегчающих труд людей при строительстве домов;
- рассматривание иллюстраций с изображением домов;
- беседа о свойствах и качествах различных предметов;
- рассматривание предметов русского быта;
- рассматривание картинок с изображением убранства русской избы;
Ход занятий:
Хозяйка избы: Приветствие детей в группе и приглашение в гости в Заонежскую деревню.
«На чем можно отправиться в деревню?» ( ответы детей: на машине, мотоцикле, лошадке и т. п.)
- Раз мы отправляемся в старинную деревню, предлагаю поехать на повозке, которую повезет лошадка (над головой поднимаю дугу с колокольчиком, имитируя «тройку» и проговаривая потешку «Еду к бабушке в деревню», отправляемся до музейно-образовательного комплекса «Крестьянская изба».
- «Вот мы и приехали! Проходите, гости дорогие, в сени». Хозяйка избы объясняет, что называли сенями. «Сенями раньше называли холодную часть дома, где хранили различные инструменты хозяин и хозяйка дома».
Хозяйка избы: «Обратите внимание на стены моего дома. Из какого материала они сделаны?» ( ответы детей: дерево)
«Правильно! Из дерева. В городе дома строят из камня. Такие дома называются каменные. Мой дом построен из дерева, значит он (ответы детей - деревянный). Поселения, где жили люди в деревянных домах, так и назывались – деревни».Возьмите с подноса по одному элементу –это половинки дома. поднос для мальчиков и девочек. чтоб сформировались пары) Найдите одинаковые и посмотрите, что получится. У каждой пары получился деревенский дом северной деревни.
Хозяйка избы: «Почему же люди предпочитали строить деревянные дома? Давайте подумаем и ответим на вопрос» ( ответы детей: их легко строить. Наш край богат лесом) Постройкой дома занимались мужчины. Дело ответственное, физически тяжелое. Давайте, из сеней пройдем в избу и разберем весь процесс строительства дома (дети с хозяйкой избы проходят в дом)
Хозяйка избы: «Присаживайтесь на лавки, гости дорогие!
Прежде чем поставить дом, надо было выбрать место, пригодное для жилья, чтобы рядом был водоем и лес.
Хозяйка избы: «Для строительства дома использовали хвойные породы деревьев. Попросим девочек помочь нам. Среди карточек нужно найти только хвойные породы. Какие вы знаете хвойные деревья (ответы детей- ель, сосна, лиственница).
Хозяйка избы: «Дом из сосны был прочен, мало подвержен гниению из-за смолистости. Крышу строили из осины- она влагостойкая. Показываю детям веточку сосны, ели, лиственницы
Хозяйка избы: «Мальчики, вам предстоит построить дом, отправиться в лес. Для работы в лесу нужны инструменты. Какие вы знаете инструменты, которые могут пригодится нам в лесу ( дети перечисляют: пила, топор. рубанок)
Хозяйка дома : «На столе выложены инструменты, найдите среди них необходимые нам и принесите»
(Для начала, нам нужно свалить деревья. Что нам для этого понадобится?» (ответы детей - пила). Хозяйка избы: «А чтобы дерево, которое спилили, превратилось в бревно, надо очистить ствол дерева от веток. Для этого нам понадобится другой инструмент-какой?» (ответы детей - топор).
Хозяйка избы: «Полученные бревна доставляют на место постройки. Теперь бревна необходимо зачистить. Нам потребуется еще один инструмент. Назовите его (ответы детей-рубанок).
Хозяйка избы : «В старину свалить дерево, очистить ствол от веток и коры могли с помощью одного топора. Есть пословица : ««Не взявшись за топор - избы не построишь»
Поэтому, в лес отправимся,взяв только топор. (Имитируем с мальчиками рубку леса) Считалось, что пила рвет ствол дерева и оно быстро начнет гнить.
После того, как бревна были готовы, начинали ставить сруб. Бревнышко к бревнышку. венец за венцом
Хозяйка избы представляет макет сруба дома деревянного
Хозяйка избы «Вот так выглядит сруб дома! Дом можно было построить без единого гвоздя. В бревне вырезалась с двух сторон лунка, в которую опускался последующий венец.»(Хозяйка избы наглядно показывает, устанавливает крышу)
Хозяйка избы: «Получился добротный сруб дома.
Любите ли вы загадки? Я приберегла для вас парочку (загадка про окно и дверь)
-поля стеклянные, межи деревянные (окна)
-Я в дом любой тебя пущу
Стучишь- я рада стуку
Но, одного я не прощу,
Коль не подашь мне руку (дверь)
Хозяйка избы : «А как же в доме появлялись окна и двери?» ( ответы детей: вырубали топором, прорезали и т. д.)
Хозяйка избы: «Правильно! Посмотрите в окна моего дома. Видите дома моих соседей? Они тоже деревянные, но в тоже время разные. Чем же они отличаются?» (ответы детей - по форме, по крышам, по узорам).
Хозяйка избы: «У нас на севере, где долгие и суровые зимы, строили дома, когда под одной крышей жили люди, и находилась хозяйственная часть, где обитал домашний скот, хранились лодки и сани.
Дома строились большие, все вместе жили: деды и отцы, внуки и правнуки.
Одному страшно, а в ораве всё нипочём.
Были дома с названием «Кошель» - квадратные срубы, но у крыши один скат был короче другого и напоминал кошель Дом для человека был существом живым. Дом оберегали, его украшали. Посмотрите на окна домов. Как они украшены! В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», - отсюда и название – окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни-значит, хозяева встали, а закрыты-значит, ещё спят или их нет дома.
Под крышей -очелье, или лоб; его тоже украшали. Украшением дома занимались мужчины- плотники. мастера по дереву. С помощью долота вырезали птиц, цветы, дуги, круги и другие узоры (показываю примеры)
- Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами (Да).
Мы сегодня построим каждый свой дом и украсим его окна и очелье.
Ну что же давайте подготовимся к работе, разомнёмся.
Физминутка.
Терем, терем, теремок-
Он затейлив и высок,
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше – петушки
Золотые гребешки.
«Каков строитель такова и обитель».
«Каков мастер, такова и работа».
Хозяйка избы : «Присаживайтесь на свои места. У каждого из вас схема постройки дома из палочек. После того, как вы построите дом, сделаете окна и двери, начинайте украшать ставни и очелье с помощью карандашей и фломастеров
- Стоит перед нами рубленая изба, светится как солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы
С. Есенин
Хозяйка избы: «Умнички! Наступила пора прощаться. В подарок хочу дать вам конструктор «Строительство избы», чтобы вы могли попробовать сами поставить сруб. Ждет нас повозка для возвращения в детский сад».