Папки-передвижки

Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома» (2 фото)

Анна Корнеева
Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по теме «Строительство дома» из цикла «Знакомство с жилищем крестьянина» по музейно-образовательной программе «Дом»

Цель: Знакомство с основными понятиями: «Деревянный дом», «Деревня», «Сруб», расширение представлений о северной деревни; обогащение словарного запаса; воспитание интереса к изучении истории и традиций родного края.

Задачи:

1. Познакомить детей с тем как начиналось изготовление избы, какие инструменты использовались.

Публикация «Музейно-образовательная деятельность „Строительство деревянного дома“» размещена в разделах

2. Обогащать словарь детей: топор, скобель, долото, пила, тесали, выбирали, валили,сруб, «Кошель», «Глаголь»,

4. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки).

5. Развивать интерес к познанию народного ремесла

Предварительная работа:

- беседа о предметах, облегчающих труд людей при строительстве домов;

- рассматривание иллюстраций с изображением домов;

- беседа о свойствах и качествах различных предметов;

- рассматривание предметов русского быта;

- рассматривание картинок с изображением убранства русской избы;

Ход занятий:

Хозяйка избы: Приветствие детей в группе и приглашение в гости в Заонежскую деревню.

«На чем можно отправиться в деревню ( ответы детей: на машине, мотоцикле, лошадке и т. п.)

- Раз мы отправляемся в старинную деревню, предлагаю поехать на повозке, которую повезет лошадка (над головой поднимаю дугу с колокольчиком, имитируя «тройку» и проговаривая потешку «Еду к бабушке в деревню», отправляемся до музейно-образовательного комплекса «Крестьянская изба».

- «Вот мы и приехали! Проходите, гости дорогие, в сени». Хозяйка избы объясняет, что называли сенями. «Сенями раньше называли холодную часть дома, где хранили различные инструменты хозяин и хозяйка дома».

Хозяйка избы: «Обратите внимание на стены моего дома. Из какого материала они сделаны?» ( ответы детей: дерево)

«Правильно! Из дерева. В городе дома строят из камня. Такие дома называются каменные. Мой дом построен из дерева, значит он (ответы детей - деревянный). Поселения, где жили люди в деревянных домах, так и назывались – деревни».Возьмите с подноса по одному элементу –это половинки дома. поднос для мальчиков и девочек. чтоб сформировались пары) Найдите одинаковые и посмотрите, что получится. У каждой пары получился деревенский дом северной деревни.

Хозяйка избы: «Почему же люди предпочитали строить деревянные дома? Давайте подумаем и ответим на вопрос» ( ответы детей: их легко строить. Наш край богат лесом) Постройкой дома занимались мужчины. Дело ответственное, физически тяжелое. Давайте, из сеней пройдем в избу и разберем весь процесс строительства дома (дети с хозяйкой избы проходят в дом)

Хозяйка избы: «Присаживайтесь на лавки, гости дорогие!

Прежде чем поставить дом, надо было выбрать место, пригодное для жилья, чтобы рядом был водоем и лес.

Хозяйка избы: «Для строительства дома использовали хвойные породы деревьев. Попросим девочек помочь нам. Среди карточек нужно найти только хвойные породы. Какие вы знаете хвойные деревья (ответы детей- ель, сосна, лиственница).

Хозяйка избы: «Дом из сосны был прочен, мало подвержен гниению из-за смолистости. Крышу строили из осины- она влагостойкая. Показываю детям веточку сосны, ели, лиственницы

Хозяйка избы: «Мальчики, вам предстоит построить дом, отправиться в лес. Для работы в лесу нужны инструменты. Какие вы знаете инструменты, которые могут пригодится нам в лесу ( дети перечисляют: пила, топор. рубанок)

Хозяйка дома : «На столе выложены инструменты, найдите среди них необходимые нам и принесите»

(Для начала, нам нужно свалить деревья. Что нам для этого понадобится?» (ответы детей - пила). Хозяйка избы: «А чтобы дерево, которое спилили, превратилось в бревно, надо очистить ствол дерева от веток. Для этого нам понадобится другой инструмент-какой?» (ответы детей - топор).

Хозяйка избы: «Полученные бревна доставляют на место постройки. Теперь бревна необходимо зачистить. Нам потребуется еще один инструмент. Назовите его (ответы детей-рубанок).

Хозяйка избы : «В старину свалить дерево, очистить ствол от веток и коры могли с помощью одного топора. Есть пословица : ««Не взявшись за топор - избы не построишь»

Поэтому, в лес отправимся,взяв только топор. (Имитируем с мальчиками рубку леса) Считалось, что пила рвет ствол дерева и оно быстро начнет гнить.

После того, как бревна были готовы, начинали ставить сруб. Бревнышко к бревнышку. венец за венцом

Хозяйка избы представляет макет сруба дома деревянного

Хозяйка избы «Вот так выглядит сруб дома! Дом можно было построить без единого гвоздя. В бревне вырезалась с двух сторон лунка, в которую опускался последующий венец.»(Хозяйка избы наглядно показывает, устанавливает крышу)

Хозяйка избы: «Получился добротный сруб дома.

Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома»

Любите ли вы загадки? Я приберегла для вас парочку (загадка про окно и дверь)

-поля стеклянные, межи деревянные (окна)

-Я в дом любой тебя пущу

Стучишь- я рада стуку

Но, одного я не прощу,

Коль не подашь мне руку (дверь)

Хозяйка избы : «А как же в доме появлялись окна и двери?» ( ответы детей: вырубали топором, прорезали и т. д.)

Хозяйка избы: «Правильно! Посмотрите в окна моего дома. Видите дома моих соседей? Они тоже деревянные, но в тоже время разные. Чем же они отличаются?» (ответы детей - по форме, по крышам, по узорам).

Хозяйка избы: «У нас на севере, где долгие и суровые зимы, строили дома, когда под одной крышей жили люди, и находилась хозяйственная часть, где обитал домашний скот, хранились лодки и сани.

Дома строились большие, все вместе жили: деды и отцы, внуки и правнуки.

Одному страшно, а в ораве всё нипочём.

Были дома с названием «Кошель» - квадратные срубы, но у крыши один скат был короче другого и напоминал кошель Дом для человека был существом живым. Дом оберегали, его украшали. Посмотрите на окна домов. Как они украшены! В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», - отсюда и название – окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни-значит, хозяева встали, а закрыты-значит, ещё спят или их нет дома.

Под крышей -очелье, или лоб; его тоже украшали. Украшением дома занимались мужчины- плотники. мастера по дереву. С помощью долота вырезали птиц, цветы, дуги, круги и другие узоры (показываю примеры)

- Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами (Да).

Мы сегодня построим каждый свой дом и украсим его окна и очелье.

Ну что же давайте подготовимся к работе, разомнёмся.

Физминутка.

Терем, терем, теремок-

Он затейлив и высок,

В нём окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше – петушки

Золотые гребешки.

«Каков строитель такова и обитель».

«Каков мастер, такова и работа».

Хозяйка избы : «Присаживайтесь на свои места. У каждого из вас схема постройки дома из палочек. После того, как вы построите дом, сделаете окна и двери, начинайте украшать ставни и очелье с помощью карандашей и фломастеров

- Стоит перед нами рубленая изба, светится как солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано.

Фото «Строительство деревянного дома»

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы

С. Есенин

Хозяйка избы: «Умнички! Наступила пора прощаться. В подарок хочу дать вам конструктор «Строительство избы», чтобы вы могли попробовать сами поставить сруб. Ждет нас повозка для возвращения в детский сад».

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Музейно-образовательная встреча «Люди труда — гордость шахтёрского края»Фотоотчёт «Музейно-образовательная встреча «Люди труда — гордость шахтёрского края» Приближается профессиональный праздник «День Шахтёра». В нашем шахтёрском городке этот праздник отмечают всем миром. И для того чтобы наши.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Дом. Правила поведения дома» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Дом. Правила.

Музейно-образовательная акция «Герои рядом»Музейно-образовательная акция «Герои рядом» В современном мире очень важно уже в дошкольном возрасте формировать у ребёнка «Образ Героя», Защитника Отечества. Осознавая важность данного.

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Профессии работников детского сада» Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о профессиях работников детского сада. Формировать представления об особенностях.

Непосредственно-образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по теме: «Наша Таня громко плачет…» Непосредственно-образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по теме: «Наша Таня громко плачет.» Программное содержание:.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по теме «Этот день Вы приближали, как могли» Программные задачи: Обучающие: формировать расширять представления детей о Великой Отечественной войне, пополнить активный словарь по данной.

Образовательная деятельность по развитию речи в средней группе по теме «Профессии» Тема: "Путешествие в мир профессий" Образовательные задачи:- формирование знаний о профессиях, о работе, - расширить словарный запас слов.

Перспективное планирование по конструированию из напольного и настольного деревянного конструктора Сентябрь 1. Тема: «Домик для зверюшек» (НОД). Цель: вспомнить и закрепить ранее приобретённые приёмы конструирования; учить рассказывать.

«Учимся вместе». Занятие дома с ребёнком (5–7 лет) по теме «Космос»«Учимся вместе». Занятие дома с ребёнком (5–7 лет) по теме «Космос» Задачи: Закрепление знаний и словаря детей по лексической теме «Космос» Усвоение лексико - грамматических конструкций Совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома»
Опубликовано: 24 октября 2016 в 14:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейно-образовательная деятельность «Строительство деревянного дома»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Корнеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД