Анастасия Осетрова
Музейная педагогика как одна из эффективных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Проведя небольшой опрос среди родителей и детей, мы выяснили, что не все дети были когда-то в музеях, некоторые не знают, что это такое. Родители считают, что детей дошкольного возраста вообще не стоит водить музеи. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения.
Публикация «Музейная педагогика как одна из эффективных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Проблема культурного развития личности, формирования ее духовности находится сейчас в числе приоритетных. Духовность – интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений; чувств, нравственно – эстетической позиции, способности к сопереживанию. Она реализуется в деятельности, отношениях, общении.
Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло». В мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. И тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка.
Инициативная группа сотрудников детского сада и родителей создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью.
Перспектива музея.
1. Создание экспозиции «Ремесленная мастерская»
2. Создание экспозиции «Печь-кормилица»
3. Создание экспозиции «Иконы», создание макета храма.
4. Создание экспозиции «Народные игрушки наших предков»
5. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их.
6. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация.
7. На занятиях окружающего мира дети знакомятся с историей предметов.
8. В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта, орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т. д.
9. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта : сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т. д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, поможет как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье
10. Проведение мастер-классов для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении.
11. Проведение творческих мастер-классов для воспитателей и родителей, по обучению различным ремеслам.
12. Пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках работы по развитию музея будет организована деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др., которые мы будем проводить на улице, также проведение народных- православных праздников (Рождество, Пасха, Троица).
13. Посиделки. Посиделки могут быть разные: неспешные беседы, рассказы, народные песни, рукоделие.
14. «Традиции русского чаепития»
15. «От лучинки до электричества», знакомство с историей происхождения электрической лампы.
16. Музей можно будет использовать для организации кружков для детей и взрослых по изготовлению народных кукол, игрушек, освоение ремесел.
В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения. Мини - музей «Русская изба» - хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры России.