Ольга Молчанова
Фотоотчет «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача нравственного воспитания, воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
На помощь нам взрослым пришла «Музейная педагогика».
Публикация «Фотоотчет „Музейная педагогика“» размещена в разделах
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности ребёнка путем включения, погружения в специально организованную предметно-пространственную среду. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Мы решили начать его осваивать. Так в нашем детском саду появился мини-музей «Русская изба».
Создавая музей «Русская изба» мы преследовали следующие цели:
1. Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, его традициям, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, развивать патриотические чувства.
2. Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
3. Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
4. Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям.
Музей «Русская изба» расположен в помещении ДОУ, поэтому воспитатели имеют возможность в любое время обратиться к материалам музея. Педагоги и родители периодически пополняют музей новыми экспонатами.
В мини - музеи проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой.
В каждой возрастной группе нашего детского сада создан свой мини-музей – это результат общения, совместной работы воспитателей, воспитанников и их семей. Тема и содержание музея соответствует возрасту детей и единой тематике социально-нравственного воспитания дошкольников. У малышей это мини-музеи : «Моя первая игрушка», «Весёлые матрёшки», «Игрушки наших родителей и бабушек и дедушек», «Деревенька моя». У старших дошкольников мини-музеи : «Народные тряпичные куклы», «Работы рукодельниц нашего села».
Стало традицией ежегодно посещать Центр народной традиционной культуры при Первомайской детской музыкальной школе «Русская Горница». Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с бытом наших предков, обрядами и традициями русского народа. Такие экскурсии воспитывают интерес и любовь к родному краю, селу в котором мы живём.
Итак, что же даёт музейная педагогика? Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она дополняет, представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.