наталья курочкина
Использование пальчиковых игр для развития речи дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Муниципальный этап конкурса «Воспитатель года России 2022»\r\nИнтернет-портфолио
МБДОУ детский сад №22 «Родничок»
Доклад
«Моя педагогическая находка»
Тема: «Использование пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
Выполнила воспитатель
Курочкина Наталья Васильевна
С. Янкуль 2022год
Я, Курочкина Н. В., воспитатель детского сада №22 «Родничок» Андроповского района, педагогический стаж моей работы 10 лет, Имею высшее профессиональное образование.
Публикация «Использование пальчиковых игр для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наблюдая за детьми я заметила, что у большинства детей маленький словарный запас, не очень активная речь, они не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх, плохо развита мелкая моторика рук.
А известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно в детском саду и дома, учитывать индивидуальные способности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. В современном мире на развитие мелкой моторики уделяется много внимания, издается различная литература и пособия.
Зависимость между развитием тонких движений рук и речью впервые была замечена Марией Монтессори. Эта взаимосвязь изучалась и была подтверждена крупнейшими учеными: И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Леонтьевым и другие, именно они доказали, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Сейчас все чаще и чаще сталкиваешься с тем, что речь дошкольников слабо развита и очень скудный словарный запас, дети не умеют правильно выразить свои мысли, поэтому в свою работу решила системно внедрить пальчиковые игры и упражнения.
Основная цель моей работы – Развитие речи дошкольников через использование пальчиковых игр и упражнений.
В связи с целью, я поставила следующие задачи:
*Формировать словарный запас и активизировать речь с помощью пальчиковых игр и упражнений.
*Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением, при этом учитывая отчетливое произношение слов и словосочетаний.
*Обогащать предметно-пространственную среду серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений.
*Организовать совместную работу воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея это: (Развитие речи дошкольников путем повышения уровня развития мелкой моторики рук детей начиная с младшего возраста с помощью организации единого образовательного процесса, основанного на систематической работе в этом направлении с детьми и родителями, а также обогащении предметно - пространственной среды пособиями соответствующей направленности.)
Важным для меня стало распределение работы поэтапно.
*Подготовительный этап (изучение теории вопроса, изучение методической литературы, определение идей предстоящей работы)
* Проектировочный этап (выявление заинтересованности детей (проблемные ситуации) и родителей, совместное создание предметно – развивающей среды)
*Организационно-исполнительский этап (использование пальчиковых игр в различных видах деятельности, привлечение родителей к данной проблеме)
* Заключительный этап (подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)
Свою работу начала с анализа методической литературы. Остановила свой выбор на опыте работы автора Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику». Автор данной книги предлагает систематические упражнения по тренировке движений пальцев, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Что не мало важно, предлагаются упражнения по пальчиковым играм в соответствии с возрастными особенностями, начиная от простого к сложному.
Второй шаг - Педагогический анализ развития речи дошкольников младшего возраста и обогащение предметно-пространственной среды. Для диагностики речевого развития я взяла Методику Верещагиной Н. В. -СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 «Диагностика педагогического процесса в младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации».
Затем сделала подборку пальчиковых игр от простого к сложному, т. е если сначала это были просто четыре строчки с простейшими заданием для пальцев, то затем самые сложные были речевки, с использованием предметов. Подобранный материал оформила в картотеку пальчиковых игр.
В нашей группе имеется материал для пальчиковых игр, такой как: пальчиковый театр, дидактические игры с использованием шнуровок, прищепок, пуговиц. Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием - это стол с манкой для рисования пальчиками, в планах хочется чтобы в группе появилась развивающая среда В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес»
«Фиолетовый лес»
- это развивающая сенсорная среда Воскобовича, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.
Использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному и познавательному, речевому развитию.
Третий этап – это применение пальчиковых игр и упражнений в разных видах деятельности. Для системы в работе, я классифицировала пальчиковые игры :
-игры с пальчиками;
-игры с использованием потешек, сказок;
-игры с мелкими предметами;
-изображение предметов пальцами.
Использовала разные формы работы : групповые, подгрупповые, индивидуальные. Самой первой пальчиковой игрой с детьми была игра
«Знакомство с пальчиками», где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Постучался на порог!
Вместе пальчики – друзья!
Друг без друга им нельзя!
Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя.
Затем стали использовать простейшие фольклорные песенки, потешки, которые благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка.
Усложняя пальчиковые игры – учила детей изображать пальцами предметы, птиц, животных, деревья. Например: Бабушка очки одела и внучонка разглядела.
Проводила игры с мелкими предметами, прятала их в так называемом сухом бассейне, просила их найти.
Когда дети научились изображать простейшие предметы стали пробовать соотносить знакомые стихи, прибаутки, сказки с движениями пальцев, изображая предметы, героев и соотнося их с содержанием. Задача для детей, на мой взгляд, не легкая, поэтому ей мы уделяли много внимания.
Для того, чтобы показывать прибаутку или сказку, необходимо подготовить пальчики, поэтому обязательно перед игрой с детьми:
1. обсуждали содержание сказки, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Упражнения выполняли вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При проведении пальчиковых показов используем следующие основные принципы:
Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научиться, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.
Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому, ставлю перед детьми задачу, опираясь на их умения и навыки. Если задача будет для них непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.
Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
Пальчиковые игры и упражнения включаю в разные виды деятельности в течение дня:
-Утренняя гимнастика с использованием элементов пальчиковых игр.
-В виде физкультминутки во время занятий
- Во время прогулки
- Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр
-Индивидуальная работа
-Самостоятельная работа
-Театрализованная деятельность.
-Для разминки пальчиков перед лепкой, пластилинографией, рисованием.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т. к. родители воспитанников главные помощники. Для родителей провела собрание «Создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста», организовала семинар-практикум, на котором родители стали активными участниками пальчиковых игр, в раздевалке оформила наглядную информацию «Пальчиковые игры в жизни дошкольника». Родители были приглашены на занятия с использованием пальчиковых упражнений.
Работая по данному направлению, добилась значительного результата:
Обогатился словарь детей и повысился уровень речевого развития
Дети стали проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, благодаря этому увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности
Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать и разгибать пальчики. Складывать пальцы и раскрывать ладони.
Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов.
Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.
Обогатилась предметно-пространственная среда серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений.
Организована совместная работа воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений.
Перспектива:
Продолжать внедрять пальчиковые игры и упражнения во все виды детской деятельности.
Усложнять пальчиковые игры и упражнения в соответствии с возрастом.
Пополнять развивающую среду играми для развития мелкой моторики рук.
Обобщение опыта работы по представленной проблеме.
Список литературы
Гордеева Т. В. «Пальчиковая гимнастика с предметами» Москва, 2011;
Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
Калинина Т. В., Николаева С. В. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 -7 лет» Волгоград: «Учитель», 2014;
Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия» Музыкальная палитра, Санкт –Петербург», 2008;
Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику» Москва: «ЭКСМО», 2014.
Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008;
ФГОС ДО;
Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый театр, пальчиковые стихи, потешки, сказки.