Анагиз Камалутдиновна Аминова
Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственной образовательной деятельности: «Роспись дымковской игрушки»
Цель: декоративное рисование на заготовке дымковской игрушки из скульптурного пластилина узоров по мотивам дымковской росписи (кругов, колец, точек, полос, волнистых линий и т. д.)
Публикация «Конспект НОД „Роспись дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о дымковской росписи;
- узнавать отличительные признаки дымковской росписи.
Развивающие:
- выделять и передавать цветовую гамму дымковской росписи.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; - проявлять самостоятельность и аккуратность при выполнении задания.
Методы и приемы: художественное слово (чтение загадок, рассказ воспитателя, вопрос – ответ, приемы рисования (кончиком кисти, всем ворсом)
Материалы и оборудование: оригинальные дымковские игрушки для рассматривания, образцы узоров дымковской росписи, заготовки дымковских игрушек из скульптурного пластилина (вылепленные детьми, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, электронные носители со спокойной музыкой.
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок дымковской игрушки (по желанию детей, раскрашивание белилами. Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.
Материал и оборудования: баночки с водой, клеенки, кисти маленькие, гуашь, заготовки Дымковской игрушки, вылепленные детьми из пластилина.
Этап.
Деятельность педагога
Деятельность воспитанника.
1 этап.
Организационно-мотивационный.
Создать положительный настрой на совместную работу.
Формирование интереса к предстоящей деятельности.
(Дети заходят в группу и встают полукругом около воспитателя)
Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день, но для начала я вам предлагаю пожелать друг другу хорошего настроения:
Воспитатель: - Добрый день! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на ковер.
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны её отгадать.
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
А ну назовите меня!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадку. Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев.
- Давайте пройдем на эту выставку.
(В группе оформлена выставка Дымковской игрушки и элементы Дымковской росписи)
- Дети здороваются.
- Дети садятся на ковер
- Дымковская игрушка.
- Дети встают и вместе с воспитателем подходят к выставке Дымковской игрушки.
2 этап.
Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами ранее уже познакомились с Дымковскими игрушками, поэтому сегодня я хочу, чтобы вы мне рассказали немного о них.
Воспитатель: - Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Как называются эти игрушки?
Воспитатель: - Правильно. А почему их так назвали?
Воспитатель: - Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?
Воспитатель: - Правильно, ребята, игрушки делали из глины!
- Но как же эти глиняные фигурки превращаются в веселые игрушки? Ребят кто знает?
Воспитатель: - Раз их белят молоком с мелом, каким цветом они бывают?
Воспитатель: - А, сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
- Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег.
Воспитатель: - А кто мне скажет, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?
- Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
Воспитатель: - Ребята, какие вы у меня молодцы! Всё рассказали! А о том, как появились Дымковские игрушки, расскажу вам я.
- Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни.
Не было у них тогда таких игрушек как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
Так и появились Дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки, олени. Яркие, веселые задорные – полюбились они деткам.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы рассказали о дымковской игрушке.
- И я предлагаю вам стать настоящими дымковскими мастерами.
- Но перед тем как мы приступим к работе, давайте немного отдохнем.
(Проводиться физкультминутка)
- Дымковские игрушки.
- Делали игрушки в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.
- Из глины.
- Сначала фигурки лепят из глины, потом обжигают в печи, потом их белят молоком, смешанным с мелом, а затем расписывают узорами!
- Только белые.
- Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили
зимой.
- Точки, круги, кольца, клетки, прямые линии, волнистые линии.
- Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый,
оранжевый, зеленый.
2.1. Физкультминутка.
Для снижения утомляемости и смены вида деятельности.
Сегодня дымку мы узнали
И немного мы устали.
Руки в кулачки сожмем,
Кружочки рисовать начнем,
Кисти наши разожмем,
Краску лишнюю стряхнем,
Плечи шире разведем,
Спинки крепкие прогнем,
Ладошки солнышку покажем,
Весело ему помашем.
В руки кисточки возьмем
И рисовать начнем.
Воспитатель: - Отдохнули, теперь за работу.
- Дети выполняют движения согласно тексту.
2.2 Практическая часть.
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать ваши игрушки, которые вы сделали на прошлом занятии.
Воспитатель: - Ребята, расписывать свои дымковские игрушки будете по своему желанию. Садитесь поудобнее, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что получится.
- Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек, придумайте каждый свой узор, используя элементы дымковской росписи, но только так чтобы они стали сказочными и необычными.
Воспитатель: - Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски, точки, круги мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
- И еще, ребята, когда будете рисовать круги, учитывайте расстояние между ними, они не должны прикасаться друг на друга, также как и линии.
(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ)
Воспитатель: - Ребята, заканчивайте свои работы, игрушки очень довольны, как вы их разукрасили.
- Давайте, сделаем свою выставку из ваших игрушек.
- Ребята, разбирают свои игрушки и садятся за столы.
- Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку.
- Дети выставляют свои игрушки на полочку.
3. Заключительный.
Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний, рефлексия.
Коммуникативная деятельность (вопросы к детям, поощрение).
Выставка детских работ.
Воспитатель: Сегодня на занятие вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась,
потому что игрушки получились у вас яркие, красочные и у каждого свои узоры.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: - Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера!