Татьяна Виталева
Проект «Мультпедагогика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мультпедагогика для дошкольников»
Актуальность
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Публикация «Проект „Мультпедагогика для дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.
Анализ мониторинга усвоения образовательной программы дошкольного образования на протяжении нескольких лет показывает снижение уровня развития речи у дошкольников.
Ежегодно в детский сад приходит все больше неговорящих детей, которые сталкиваются с трудностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Все это влечет за собой нарушения в процессе образовательной деятельности и вхождения в социальную среду.
«Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников?" Несомненно, все вместе - это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивных бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Формирование мотивации общения у дошкольников возможно лишь в том случае, когда происходящее вокруг ребенка интересно ему, захватывает его, вызывает желание стать участником происходящих событий.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий, которые быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми.
Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.
При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.
Мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяет решить большинство речевых проблем.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к съемке мультфильма, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок, выясняется тембральный окрас голосовых вокализаций героев, чтение сказок и стихотворений С. Я. Маршака, беседы по прочитанным произведениям.
Велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Заученные во время подготовки к съемке мультфильма литературные образцы речи дети используют потом как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Таким образом, предполагается, что применение мультипликации повысит эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста.
Проект обеспечивает внедрение педагогических технологий мультипликационной деятельности детей, успешно реализуемых на базе дополнительного образования в сферу дошкольного образования.
Инновационные механизмы проекта :
1. Включение программы по мультипликации в основную общеобразовательную программу ДОУ и разработка методики внедрения программы в дошкольных учреждениях города, региона.
2. Разработка методического комплекса «Мультпедагогика для развития речи дошкольников», рассчитанного на использование в учреждениях дошкольного образования.
3. Разработка система работы по обучению педагогов дошкольных учреждений в рамках внедрения программы.
Цель проекта : использование мультипликации для развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через мультипликацию.
2. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой им мультпродукции.
3. Развивать познавательную активность детей, расширять кругозор при реализации данного проекта, развивать информационную культуру и логическое мышление, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятие мира детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.
4. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной работе.
Планируемые результаты.
Для детского сада:
1. Повышение уровня развития связной речи дошкольников.
2. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности и творческой личности.
3. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ.
4. Возможность предоставления дополнительных образовательных, дополнительных общеразвивающих услуг для развития детей.
Для детей:
1. Повышение уровня развития связной речи, совершенствование навыков общения, активизация познавательной и творческой деятельности, развитие творческого потенциала и способностей детей
2. Формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах.
3. Возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. Повышение уровня информационной культуры.
Для родителей:
1. Удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития детей.
2. Высокая степень информированности родителей о развитии ребенка.
3. Творческая активность родителей через активное включение в проект.
Для педагогов:
1. Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий.
2. Реализация творческого потенциала.
Принципы реализации проекта :
- Принцип свободы. Занятия не могут быть ни обязательными, ни принудительными.
- Принцип взаимодействия. Он может рассматриваться на нескольких уровнях:
а) на уровне взаимоотношения между взрослым и ребенком:
- взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка;
- взаимодействие партнеров в процессе художественной деятельности;
б) на уровне содержания развивающего процесса – взаимодействие задач на разных этапах формирования выразительного образа.
-Принцип игровой задачи материала с учетом возрастных особенностей ребенка.
- Принцип рациональности и эффективности подачи материала:
а) постепенности;
б) системности и обобщенности предлагаемого детям материала.
- Принцип оптимального сочетания в процессе обучения репродуктивного и творческого типа заданий.
- Принцип учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
-Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспитания и обучения положено требование ориентации на здоровые силы ребенка, обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализацией развития, но и его обогащением (амплификацией).
- Принцип комплексности осуществлялся через связь работы по развитию интонационной стороны речи дошкольников с другими психолого-педагогическими воздействиями и некоторыми видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения).
Поскольку на развитие детей оказывает влияние социум, работу по реализации проекта необходимо вести по четырем направлениям:
1. Работа с детьми.
Цель: Разработка и апробация программы комплексного подхода к развитию речи дошкольников в ДОУ средствами мультипликационной деятельности.
Задачи:
1. Изучить возможности мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Создать условия для занятий по мультипликации с детьми групп общеразвивающего направления.
3. Организовать работу по выявлению одаренных детей и возможность проводить индивидуальные занятия с ними.
4. Включить элементы мультипликации в работу с детьми с ОВЗ.
5. Разработать программу развития речи дошкольников «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.
2. Работа с коллективом педагогов.
Цель: Развитие творческого потенциала педагогов и повышение профессиональной компетенции в рамках ФГОС. Задачи:
1. Изучить уровень компетенции в области мультпедагогики и потребности педагогов в его повышении.
2. Мотивировать педагогов на повышение компетенции в области мультпедагогики.
3. Формировать умения и навыки в использовании мультпедагогики в воспитательно – образовательном процессе.
4. Организовать взаимодействие с социумом по реализации компетенции педагогов в области мульпедагогики.
5. Проанализировать использование полученных знаний и навыков в педагогической деятельности.
3. Работа с родителями.
Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме речевого развития детей и нахождение путей активного сотрудничества.
Задачи:
1. Изучить степень осведомленности родителей и заинтересованность в этом вопросе.
2. Провести серию мероприятий направленных на просвещение и обучение родителей мультипликационным технологиям.
3. Знакомить родителей с творчеством детей.
4. Привлечение родителей с созданию мультфильмов.
4. Работа с учреждениями образования.
Цель: Распространение опыта работы по использованию технологий детской мультипликации в среде педагогов, общественности.
Задачи:
1. Демонстрировать мультфильмы, созданные детьми на уровне ДОУ, города, в сети интернет.
2. Участвовать в конкурсах и фестивалях детского анимационного кино.
3. Участвовать в научных конференциях и семинарах.
4. Проводить мероприятия направленные на распространение и популяризацию детской анимации.
5. Оказание помощи другим учреждениям дошкольного образования во внедрении мультпедагогики в образовательный процесс.
Примерный план проведения мероприятий по проекту «Мультпедагогика для развития речи дошкольников»
по четырем направлениям с описанием необходимых ресурсов.
1. Работа с детьми.
№ Раздел Содержание
1. Цель Разработка и апробация программы комплексного подхода к развитию речи в ДОУ средствами мультипликационной деятельности детей.
2. Задачи 1. Изучить возможности мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Создать условия для занятий по мультипликации с детьми групп общеразвивающей направленности.
3. Организовать работу по выявлению одаренных детей и возможность проводить индивидуальные занятия с ними.
4. Включить элементы мультипликации в работу с детьми с ОВЗ.
5. Разработать программу речевого развития «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.
3. План
2018-2019 гг. 1. Изучение методического материала по мульпедагогике.
2. Оборудовать стационарную и передвижую студии на базе детского сада.
3. Ввести мульпедагогику в режим работы детского сада и воспитательно-образовательный процесс.
4. Организовать работу студии детской анимации на базе детского сада в рамках дополнительного образования.
5. Разработать программу развития творческого потенциала личности «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.
6. Провести мониторинг.
2019-2020 гг. 1. Организовать индивидуальные занятия с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.
2. Разработать программу речевого развития «Мультпедагогика для развития речи дошкольников» для детей от 3 до 7 лет.
3. Организовать проектную деятельность с элементами мультипликации в ДОУ.
4. Организовать проведение конкурсов в ДОУ.
5. Участие в фестивалях и конкурсах детской анимации на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
6. Провести мониторинг.
2020-2021 гг. 1. Самостоятельные творческие проекты детей.
2. Организовать фестиваль детской анимации в ДОУ.
3. Провести мониторинг
4. Ресурсы Научно-методические:
• Работа творческой группы по включению мультпедагогики в режим детского сада и воспитательно-образовательный процесс
• Разработка и апробация программы «Мультпедагогика для развития речи дошкольников»
Кадровые:
• Воспитатели, узкие специалисты детского сада
• Старший воспитатель и заведующий, бухгалтер для оформления нормативно-правовой базы на дополнительные образовательные услуги.
• Руководитель студии анимации
• Системный администратор, техник
Материально-технические:
• оснащение групп ДОУ оргтехническими средствами: фотоаппаратурой, мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком.
• Материалы для художественного творчества
• Оборудование стационарной студии
Финансовые:
• Оплата за дополнительные услуги
• Бюджетное финансирование
• Добровольные пожертвования
• Ресурсы муниципальных, региональных и федеральных программ
5. Ожидаемые результаты 1. Все дети, посещающие детский сад вне зависимости от финансового положения, пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, имеют возможность участвовать в создании мультфильмов.
2. Созданы коллективные и индивидуальные мультфильмы.
3. Ведется индивидуальная работа с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.
4. Дети участвуют в конкурсах и фестивалях.
5. Улучшилось психоэмоциональное состояние детей, отношения в группах детского сада, дети получили опыт сотрудничества в творческом процессе.
6. Повысился уровень речевой активности детей.
2. Работа с педагогами.
№ Раздел Содержание
1. Цель Развитие творческого потенциала педагогов и повышение профессиональной компетенции в рамках ФГОС.
2. Задачи
1. Изучить уровень компетенции в области мультпедагогики и потребности педагогов в его повышении.
2. Мотивировать педагогов на повышение компетенции в области мультпедагогики.
3. Формирование умений и навыков в использовании мультпедагогики в воспитательно-образовательном процессе.
4. Организовать взаимодействие с социумом по реализации компетенции педагогов в области мульпедагогики.
5. Проанализировать использование полученных знаний и навыков в педагогической деятельности.
3. План
2018-2019 гг. 1. Создание творческой группы из специалистов ДОО для реализации проекта.
2. Разработать комплект диагностических материалов по изучению уровня компетенции в области мультпедагогики и потребности педагогов в его повышении.
3. Провести обследование всех участников проекта с использованием комплекта диагностических материалов.
4. Проведение теоретического семинара «Мульпедагогика как интегративная деятельность»
5. Организация компьютерных курсов для педагогов в ДОО.
2019-2020 гг. 6. Проведение комплекса мастер-классов.
7. Организация индивидуальных и коллективных консультаций.
8. Организация конкурсов проектов с включением элементов мультипликации.
9. Проведение круглого стола «Рефлексивный анализ».
2020-2021 гг. 10. Организация фестиваля мультфильмов на уровне ДОО.
11. Мониторинг индикаторов проекта.
4. Ресурсы Научно-методические:
• функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО;
• внедрение системы методических консультаций, мастер – классов, семинаров по ходу реализации проекта.
Кадровые:
• привлечение необходимых специалистов извне;
• формирование творческих групп.
Материально-технические
• оснащение групп ДОО оргтехническими средствами: фотоаппаратурой, мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком.
Финансовые:
• план финансово-хозяйственной деятельности;
• спонсорская и благотворительная помощь.
5. Ожидаемые результаты 1. Повышение уровня компетенции педагогов.
2. Сформированость позитивного отношения педагогов дошкольного образования к мультпедагогике, создание команды единомышленников по развитию направления мультпедагогики в ДОО.
3. Повышение самооценки педагогов.
4. Повышение рейтинга воспитателя среди родителей, детей, педагогов.
3. Взаимодействие с социальными партнерами.
№ Раздел Содержание
1. Цель Распространение опыта работы по использованию технологий детской мультипликации в среде педагогов, общественности.
2. Задачи 1. Демонстрировать мультфильмы, созданные детьми на уровне ДОУ, города, в сети интернет.
2. Участвовать в конкурсах и фестивалях детской анимации.
3. Участвовать в научных конференциях и семинарах.
4. Проводить мероприятия направленные на распространение и популяризацию детской анимации.
5. Оказывать помощь другим учреждениям дошкольного образования во внедрении мультпедагогики в образовательный процесс
3. План
2018-2019 гг. 1. Создать творческую группу по обобщению и распространению опыта
2. Организовать мастер-класс «Снимаем мультики с детьми» для педагогов других учреждений города.
2019-2020 гг. 1. Участвовать в научных конференциях и семинарах.
2. Организация открытых просмотров мероприятий с детьми для педагогов города
3. Провести консультации для педагогов
2020-2021 гг. 1. Организовать региональный семинар "Мультпедагогика в ДОУ» для педагогов дошкольного образования.
2. Организовать фестиваль детской анимации на базе ДОУ.
4. Ресурсы Научно-методические:
• функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО;
• разработка плана обобщения и распространения опыта
• разработка конспектов мероприятий
Кадровые:
• Воспитатели, узкие специалисты детского сада
• Методист и заведующий, бухгалтер
• Руководитель студии анимации
• Системный администратор, техник
• формирование творческих групп.
• Привлечение к сотрудничеству педагогов и методистов из других учреждений (студий анимации и ДОО)
Материально-технические:
• Обеспечение проведения конференции, фестивалей и открытых мероприятий.
Финансовые:
• Бюджетное финансирование
• Добровольные пожертвования
• Ресурсы муниципальных, региональных и федеральных программ
5. Ожидаемые результаты 1. Активное участие педагогов других учреждений в мероприятиях, проводимых в детском саду
2. Дошкольные образовательные учреждения города включили мультпедагогику в образовательный процесс своих учреждений.
4. Взаимодействие с родителями.
№ Раздел Содержание
1. Цель Привлечение внимания родителей к проблеме раскрытия творческого потенциала детей и нахождение путей активного сотрудничества.
2. Задачи 1. Изучить степень осведомленности родителей и заинтересованность в этом вопросе.
2. Провести серию мероприятий направленных на просвещение и обучение родителей мультипликационным технологиям.
3. Знакомить родителей с творчеством детей.
4. Привлечение родителей с созданию мультфильмов.
3. План
2018-2019 гг. 1. Провести анкетирование родителей.
2. Практический семинар
3. Проведение мультпремьер
4. Экскурсии и знакомство с работой студий детской анимации на базе дополнительного образования (для детей, педагогов и родителей).
2019-2020 гг. 1. Мастер-классы для родителей по созданию мультфильмов в домашних условиях.
2. Участие родителей в проектной деятельности с элементами мультипликации.
3. Сопровождение детей на конкурсы и фестивали
2020-2021 гг. 1. Мониторинг активности родителей
2. Участие родителей в фестивалях с авторскими работами.
4. Ресурсы Методический ресурс:
Индивидуальные консультации родителей.
5. Ожидаемые результаты 1. Не менее 90 % родителей владеют информацией о мультпедагогике.
2. Не менее 70% родителей присутствовали на мероприятиях проводимых в ДОУ в рамках проекта
3. Не менее 5 семей включилось в работу с авторскими проектами.
Промежуточные результаты проекта :
1. В рамках проекта в детском саду разработана дополнительная общеобразовательная, дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская сказки» и ведется работа по мультпедагогике.
2. Изучен спрос на занятия мультипликацией среди родителей.
3. Программа «Мультпедагогика для развития речи дошкольников», включающая учебно-методический комплекс находится в стадии разработки.
4. Элементы мультпедагогики включены в рабочие программы педагогов ДОУ.
5. Проведен ряд мероприятий по обучению и подготовке педагогов ДОУ к внедрению программы.
6. Создана стационарная студия анимации. Приобретен ноутбк, проектор, экран, песочные столы для песочной анимации, материалы для творчества.
7. Частично оборудована мобильная студия анимации.
8. Реализованы коллективные и индивидуальные творческие проекты детей.
9. Анимационное поздравление студии заняло первое место на городском конкурсе видеороликов.
10. Сформировано позитивное отношение педагогов дошкольного образования к мультпедагогике. Воспитатели групп активно включаются в работу по творческим проектам, проводят занятия по развитию диалоговой речи с участием созданных с детьми персонажей, показывают детям мультфильмы, организуют сюжетно ролевые игры на заданные в рамках проектов темы.
11. Родители активно поддерживают работу педагогов по развитию речевой активности детей.
Проект находится в стадии реализации.