Мария Тучина
Краеведческий проект для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведческий проект для дошкольников
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал.» К. Симонов
«Моё Поречье - это Русь.
Своим Поречьем я горжусь!»
Тип проекта : практико – исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (1 год).
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители, социальные партнеры.
Планируемые результаты:
Публикация «Краеведческий проект для дошкольников» размещена в разделах
Дети и родители: расширение знаний о родном поселке, его культуре, традициях, обычаях. Более глубокое внедрение родителей в образовательную деятельность детей.
Воспитатель: накопление опыта взаимодействия с родителями и социальными партнерами.
Работник музея «Поречский огородник» : приобретение опыта работы с детьми дошкольного возраста.
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых.
Проблема: наблюдая и беседуя с детьми старшей группы мы заметили, что дети дошкольного возраста имеют слабые представления о родной стране, малой родине. На вопрос: «Хотите узнать больше о своем родном поселке?» - дети откликнулись согласием. Так было дано начало проекту «Моё Поречье - это Русь. Своим Поречьем я горжусь!»
Идея проекта : расширение представлений детей о России и малой родине в практико-ориентированной поисковой деятельности.
Цель: систематизировать работу по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым и сохранившимися традициями родного края.
Задачи:
1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой Поречан.
2. Прививать интерес к культуре местного населения через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством.
3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к малой родине.
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
6. Объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Формы работы:
- интерактивные занятия;
- посещение музея «Поречский огородник»;
- познавательные беседы;
- предпраздничные посиделки;
- оформление в д/с мини-музея и выставок;
- праздники;
- краткосрочные творческие и исследовательские проекты;
- работа с родителями.
Методы и приемы:
- метод интерактивной игры;
- наглядные;
- словесные;
- практические (упражнения, экспериментирование, проектирование).
Продукты проекта
Для детей:
• творческая работа в виде рисунка: «Мой дом, моя улица»;
• творческая работа в виде аппликации: «Флаг поселка»;
Для педагогов:
• оформленные выставки рисунков: «Мой дом, моя улица», «Поселок будущего»;
• оформление фотовыставки на тему: «Мой любимый посёлок»;
• конспекты мероприятий;
• оформление фотоальбома «Я и мой поселок»;
• библиография по теме проекта;
• проведение итогового мероприятия в форме игры «Что? Где? Когда?»
Для родителей:
• творческая работа в виде рисунка на тему: «Поселок будущего»;
• фотографии на тему: «Мой любимый посёлок»;