Ольга Головастая
Самоанализ конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Проведенное мной занятие способствовало в полной мере закреплению у детей ранее полученных знаний и представлений о свойствах предметов, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, геометрических представлениях. На протяжении всего занятия осуществлялась взаимосвязь этапов через организацию мотивации в начале занятия, создание сюжета действий для актуализации знаний детей, плавного перехода одного этапа занятия в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания самостоятельной работы с устными ответами детей.
Публикация «Самоанализ конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Занятие построено на технологии проблемного диалога, что соответствует технологиям развивающего обучения «Раз – ступенька, два - ступенька» непрерывного курса математики «Школа 2000…» Л. Г. Петерсона. Материал занятия соответствовал уровню подготовленности детей группы, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп образовательной деятельности на занятии позволил добиться поставленных задач. Занятие проводилось согласно тематического планирования. Тема занятия «Путешествие в страну Математика» сообщалась детям посредством игровых приемов.
По дидактической цели это занятие закрепление и систематизации знаний.
По основному способу проведения: фронтальная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности.
По основным этапам образовательного процесса: организационный, основной, заключительный.
Все этапы занятия были направлены на выполнение поставленных задач (обучающих, развивающих и воспитывающих) с учетом особенностей группы.
Организационный этап включал в себя предварительную организацию группы, мотивацию деятельности детей. Для создания на занятии атмосферы доброжелательности, сотрудничества я использовала рефлексивный момент: «Телеграмма – приглашение от Феи».
Дидактической задачей организационного этапа являлось повышение интереса детей к решению проблемной ситуации – строительство города «Числоград» и определение вида транспорта (отгадывание загадок, построение ракеты, соединение точек по цифрам).
Основной этап занятия решал задачу – воспроизведение опорных знаний предыдущих занятий и правильности их применения. На этом этапе мне удалось вовлечь детей в процесс активного взаимодействия, подвести их к суждениям и умозаключениям: детям предлагалось находить зашифрованные цифры в картинках (дидактическая игра «Веселая лужайка», составлять и решать задачи на сложение и вычитание по сюжету (дидактическая игра «Салки-догогнялки» «оживление условия задачи»). Решались задачи повышенной сложности: обозначать символами свойства геометрических фигур в таблице (игра «Художники», заселять домик числами (состав числа игра «Числоград», развивать пространственные представления (графический диктант, игра «Веселые клеточки»). В ходе решения данных задач прослеживалась вариативность заданий.
Закрепление учебного материала носило проблемно-поисковый характер: Фея предложила для посадки пяти кустов роз подобрать геометрическую клумбу площадью пять условных мерок. Мы имеем клумбу шести и клумбу четырех условных единицы. Площади пяти условных единиц нет (проблема). В ходе выполнения этого задания, дети пришли к выводу, что к четырём условным меркам необходимо прибавить одну условную мерку, а от шести условных мерок нужно отнять одну условную мерку.
На занятии были созданы условия для достижения детьми положительных результатов. На данном этапе дети работали практически самостоятельно, применяя свои знания и способы действия (взаимоконтроль). Моя роль заключалась в координации и индивидуальной консультации, занимала позицию: «Я рядом. Я с вами». По завершению самостоятельной работы (один ребенок работал у доски, с помощью готовых решений на доске, дети осуществляли самопроверку. На каждом этапе занятия учитывались индивидуальные особенности и интересы детей, приветствовалась активность, поощрялась самостоятельность.
Условия проведения занятия соответствуют нормам СанПиН. Смена деятельности детей, использование игровых приемов позволило сделать процесс обучения комфортным и доступным. Приемы здоровьесберегающих технологий (игра малой подвижности, физкультминутка) использовались для снятия эмоциональной и физической нагрузки.
Заключительный этап решал дидактическую задачу подведения итогов с помощью моделирования этапов занятия по опорным картинкам (город «Числоград»). Создала мотивацию успеха через анализ достигнутого. Со стороны детей наблюдалась заинтересованность в получении информации о реальных результатах своей деятельности. По окончании занятия дети получили в знак поощрения двухсторонние медали от Феи (на одной стороне медали – пятёрка, на другой – портреты жителей волшебной страны).
Цель занятия достигнута. Это подтверждают осознанные ответы детей на итоговые вопросы воспитателя.