Ирина Тереханова
Конструкт организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт организации и проведения занятия по формированию элементарных математически представлений с детьми подготовительной группы
Цель занятия : формирование количественных представлений у детей подготовительной группы
Задачи:
Публикация «Конструкт организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Обучающие: уточнять представление о цифре 3; учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10; совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, ширине, высоте, располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Развивающие: развивать восприятие, внимание, память, воображение, мышление (аналитико-синтетическую деятельность, операции сравнения, классификации, обобщения); устную речь детей, связную речь — диалогической формы; познавательную активность, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, дружеские взаимоотношения между детьми, оказывать посильную помощь друг другу, воспитывать самостоятельность в работе.
Планируемые результаты: Ребенок умеет считать в пределах десяти. Называет предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Умеет сравнивать 10 предметов (по длине, ширине, высоте) и располагать их в возрастающем и убывающем порядке. Ребенок активный, любознательный, умеет взаимодействовать в коллективе.
Программно– методический комплект: От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, Помораева И. А., Позина В. А. формирование элементарных математических представлений : Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Время занятия – 35 минут.
Материалы и оборудование :
• Демонстрационный материал. Карточки с изображением различных предметов (на карточке от одного до трех предметов, карточки с цифрами от 1 до 3, 10 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный по высоте одному из 10 цилиндров, дудочка, звездочки.
• Раздаточный материал. Карточки с разным количеством кругов, карточки с кругами (от 1 до 10 кругов; см. рис. 1, карточки с изображением лабиринтов, карандаши, 10 разноцветных полосок разной длины и ширины, 1 полоска бумаги (для каждого ребенка, карточки с цифрами от 1 до 3 (для каждого ребенка, звездочки.
Рис. 1
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Часть занятия Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный этап Формирование интереса к содержанию занятия; направление внимания детей; раскрытие обучающей задачи. Ребята садимся на свои места.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Потому что в этот час,
Математика у нас.
Ребята мы сегодня с вами поговорим о цифре, которая часто встречается в сказках. А в каких сказках, вам нужно будет угадать.
В роще светлой, на опушке
Троица живет в избушке.
Есть три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Подскажите-ка, ребята,
Что за сказка о зверятах?
Трое их –
И до чего же
Хрюкают они похоже.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Молодцы! А в каких еще сказках встречается цифра 3.
У дороги нашей
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. Рассаживаются на свои места, слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
Три поросенка, три медведя, три богатыря. Три сына, три дочери, три желания.
Основной этап Игровое упражнение «Сосчитай звуки (предметы движения)» Ребята посмотрите перед вами лежат карточки с цифрами. Давайте поищем карточку с цифрой 1 и положим ее перед собой. Какое число можно обозначить этой цифрой? Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя и определите, что у нас в группе только одно.
А теперь посмотрите друг на друга и определите, что у нас с вами только одно? Молодцы!
Ребята, а сейчас найдите карточку с цифрой 2 и положить ее рядом с цифрой 1: какое число обозначает цифра два? Чего у человека по два?
Молодцы!
Воспитатель показывает карточку с изображением трех конфет и выясняет у детей, сколько предметов на карточке. Затем показывает карточку с цифрой 3 и уточняет, что цифра 3 обозначает число 3. На что похожа цифра 3?
Полкольца и полкольца
Мы сложили, посмотри,
И спаяли два конца —
Получилась цифра 3!
Найдите у себя карточку с цифрой 3 и обведите ее. А теперь положите цифру три рядом с цифрой два и назовите цифры по порядку.
Воспитатель предлагает детям поиграть : обозначьте цифрой количество услышанных звуков (предметов на карточке, увиденных движений). Каждый раз воспитатель уточняет, какой цифрой дети обозначили количество звуков (предметов, движений) и почему? Пред детьми карточки с цифрами от 1 до 3. Выбирают карточку с цифрой 1, кладут перед собой.
Отвечают на вопрос: одна доска, один компьютер, одна воспитательница.
Один нос, один рот, один лоб, один язычок.
Ищут карточку с цифрой 2, кладут перед собой. Думают, отвечают на вопрос воспитателя: два уха, два глаза, две руки, две ноги.
Смотрят, думают, отвечают на вопросы воспитателя
Находят карточку с цифрой 3 и обводят ее. Называют цифры по порядку от 1 до 3. По желанию показывают движения, предметы на карточке, произносят звуки. Остальные дети определяют количество и показывают карточку с правильной цифрой.
Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число». У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10) Воспитатель объясняет детям: у каждого числа есть два соседа числа - младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа. Закройте пустые квадраты соответствующей карточкой – предыдущим и последующим числом. Воспитатель подходит к детям проверяет, просит объяснить. Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
Дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному на карточке числу и почему эти числа называются соседями.
Игровое упражнение «разложи и расскажи о длине и ширине полосок». У детей по 10 полосок разной длины, ширины и цвета. Ребята давайте посмотрим на полоски и определим, чем же они отличаются друг от друга. Дает задания: разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длиной, и назовите длину каждой из них. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: красной и коричневой? (красная полоска длиннее коричневой). Что, вы можете сказать о длине коричневой и зеленой полосок? (коричневая полоска длиннее зеленой). Коричневая полоска короче красной, но длиннее зеленой.
А теперь разложите полоски разной ширины: от самой широкой до самой узкой слева направо (см. рис. 2, и расскажите, как вы их расположили? Педагог уточняет правила раскладывания.
Ребята посмотрите внимательно на полоски, оказывается, каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. А давайте проверим это с помощью красной полоски бумаги. Приложим красную полоску бумаги к первой полоске справа и посмотрим насколько отличается ширина полоски.
Молодцы ребята! Смотрят внимательно на полоски, высказывают предположения чем отличаются полоски (цветом, размером). Раскладывают полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Сравнивают красную зеленую и коричневую полоски по длине, отвечают на вопросы воспитателя.
Раскладывают полоски по ширине слева направо, от широкой до узкой. Комментируют правила раскладывания.
Дети прикладывают красную полоску бумаги к первой полоске справа, определяют, на сколько отличается ширина полоски, отмечают эту ширину линией сгиба и отрезают полученную меру. Затем они прикладывают меру ко всем полосками убеждаются, что ширина каждой полоски отличается на одну и ту же величину.
Физкультминутка Ребята, выйдите из–за столов, и мы с вами немного отдохнем.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Выполняют все движения вместе с воспитателем.
Игровое упражнение «Поставим цилиндры в ряд» на ковре хаотично расставлены цилиндры разной высоты. Ребята нам нужно расставить столбики в ряд: от самого низкого до самого высокого. Как вы будете раскладывать. Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель замечает, что цилиндры одинаковые по высоте, и проверяет это вместе с детьми. Затем предлагает убрать лишний цилиндр Объясняют правила раскладывания – слева направо. Дети по очереди выполняют задание: каждый ребенок выбирает очередной цилиндр, проговаривает свои действия (я выбираю из оставшихся цилиндров самый низкий, сравниваю его со всеми цилиндрами и ставлю рядом). Сравнивают два одинаковых цилиндра и один убирают. По очереди рассказывают о высоте каждого цилиндра в ряду.
Игровое упражнение «найди выход из лабиринта» Воспитатель раздает детям карточки с изображением лабиринтов. Предлагает рассмотреть лабиринт, найти из него выход и прочертить его карандашом. Детям, успешно справившимся с заданием, воспитатель раздает звездочки. Рассматривают лабиринт, чертят карандашом выход из лабиринта.
Заключительный Подведение итогов занятия, выделение самых активных ребят. Ребята, что интересного было на занятии, что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Вы сегодня все молодцы! Выделяет самых активных детей, поощряет их звездочками. Обращает внимание на тех, кто мало работал, но высказывает предположение, что в следующий раз они будут работать лучше. Отвечаю на вопросы воспитателя, радуются успехам.
Рис. 2