Марина
Мозжечковая стимуляция в работе с детьми
В области задней черепной ямки под затылочными долями полушарий позади продолговатого мозга и Варолиева моста располагается отдел головного мозга – мозжечок. Вес мозжечка составляет примерно 120-150 г., т. е. около 10% массы головного мозга.
Мозжечок состоит из двух полушарий и непарной срединной части – червя, поэтому мозжечок часто называют «мозгом в миниатюре».
Публикация «Мозжечковая стимуляция в работе с детьми» размещена в разделах
Мозжечок имеет три пары ножек. Нижняя пара соединяет мозг с продолговатым мозгом, средняя – с Варолиевым мостом, и верхняя - со средним мозгом. По афферентным (передача информации от рецепторов в мозг) и эфферентным (передача информации из мозга к мышцам и железам) нервным волокнам, составляющим ножки, импульсы передаются к мозжечку или от него.
Основными функциями мозжечка являются : координация движений, поддержание и сохранение равновесия тела и осанки, упорядочение мышечного тонуса, моторного обучения, когнитивных функций. Также мозжечок принимает активное участие в развитии запоминания, регуляции эмоций, творческих процессов, развитии речевого аппарата.
Симптомами поражения мозжечка являются :
- мозжечковая атаксия (в позе Ромберга и при ходьбе человек заваливается в сторону пораженного полушария мозжечка, т. е. расстраиваются в основном устойчивость и походка)
- асинергия (нарушение способности производить сочетанные движения)
- нарушение речи (мозжечковая дизартрия, т. е. нарушение произносительной стороны речи, проявляется потерей плавности, ритмичности экспрессивной речи, ее замедленностью и прерывистостью)
- нарушение почерка (макрография – это почерк, характеризующийся написанием чрезмерно крупных графических элементов)
- когнитивные нарушения (нарушение внимания, психомоторной скорости, вербальной и зрительной памяти)
- нистагм (неконтролируемые колебательные движения одного или обоих глаз в различных областях)
- мышечная гипотония (состояние пониженного мышечного тонуса (степени напряжения мышц и/или ее сопротивления движению, нередко в сочетании со снижением мышечной силы)
Клетки в мозжечковой коре достигают окончательного развития примерно к 8 годам, поэтому дети порой выглядят неловкими и неуклюжими, т. к. еще не умеют рассчитывать движения тела и конечностей. Поэтому детям очень важно использовать метод мозжечковой стимуляции, который способствует повышению устойчивости, моторной ловкости ребенка, а также заниматься двигательной активностью (мозжечок хорошо развит у спортсменов (фигуристов, гимнастов и др.).
Программа мозжечковой стимуляции разработана в 60 е годы 20 века американским педагогом Фрэнком Бильгоу. Основой данной программы является система умственных и физических упражнений, которые ребенок выполняет на специальной балансировочной доске (балансире).
Курс Бильгоу предполагает постепенный подход от простого и сложному. Сначала ребенок учится удерживать равновесие стоя на доске, затем вводится дополнительный инвентарь:
- равновесные мешочки (цвет, размер и наполнители, которые различаются)
- мяч-маятник на резинке
- набор резиновых мячиков
- доска обратной связи, состоящая из 9 секторов с цифрами
- планка, состоящая из цветных отрезков
Еще Бильгоу отмечал положительную динамику в развитии детей во время занятий на доске. Сначала эффект имеет кратковременный характер, затем все более устойчивый.
В комплекс занятий на доске Бильгоу входит:
- упражнения с мешочками (ощупывание мешочков, перекладывание из одной руки в другую, над головой, под коленями и т. д.)
- упражнения с мячами (подкидывание мяча, его ловля с одновременным называнием автоматизируемого звука, называние слова на заданный звук и одновременное подкидывание мяча, удары мяча о стену/пол с называнием слова, деления на слоги и т. д.)
- упражнения с цветной планкой (отбивание мяча правой/левой стороной планки или ее серединой, отбивание мяча-маятника заданным цветом и т. д.)
В результате занятий с доской Бильгоу у детей улучшаются: концентрация внимания, память, мелкая моторика, двигательные и умственные способности, пространственные представления, представления о собственном теле, устная и письменная речь, чтение и умение планировать свои действия. Использование методов мозжечковой стимуляции в комплексной работе специалистов и родителей способствуют всестороннему развитию детей.