Ирина Кравчук
Эссе «Педагог 21 века»
▼ Скачать + Заказать документы
. Каждый человек должен выбрать то положение в обществе, которое он хотел бы занять и которое в наибольшей степени соответствует его индивидуальным качествам.
К. Маркс, Ф. Энгельс
В течение всей своей жизни мы встречаемся с множеством людей, которые, так или иначе, оказывают на нас влияние. Что же касается педагогов, то им по праву принадлежит первенство в формировании мировоззрения, человеческой личности. Именно они, когда мы этого еще не осознавали, учили нас разбираться в окружающем, в сложных человеческих взаимоотношениях, вырастили нас, помогли овладеть профессией, дали путёвку в жизнь. Мы не только помним их до последних дней своей жизни - мы глубоко благодарны им. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого зависит, каким человеком станет он в будущем.
Публикация «Эссе „Педагог 21 века“» размещена в разделах
На современном этапе развития образования, роль педагога становиться еще более значимой, возникает вопрос: «Какой же должен быть современный педагог?» Если обратиться к словарю Д. Н. Ушакова, то мы увидим определение:
«Педагог - человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой»,
а В. А. Сухомлинский писал: «Педагогу надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любви к детям, уметь проникнуть в духовный мир ребёнка…»
Научиться любить детей нельзя, ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, это - призвание.
Почему при поступлении в дошкольное учреждение одни дети горько плачут, как только закроется за мамой дверь, а другие чувствуют себя прекрасно? От того, как правильно и насколько быстро педагог найдет подход к каждому ребёнку, сумеет организовать жизнь детей в условиях дошкольного учреждения, зависит, будут ли дети спокойными, общительными, ласковыми или же вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. С момента рождения и до поступления в дошкольное учреждение ребёнок воспитывается в семье, в атмосфере любви близких людей. Поступление в дошкольное учреждение вызывает у него тяжелые переживания. Педагог, знающий эту особенность, делает все, чтобы ребёнок быстро привыкал к новым людям и новой обстановке.
Дети живут своими представлениями о добре и зле, у них свои критерии красоты, свои маленькие и большие - заботы, тревоги, обиды и огорчения. Педагог, обладающий высокой эмоциональной культурой, сможет войти в положение ребёнка, помочь ему. Нередко бывает, что самая желанная и дорогая для ребёнка помощь - это сочувствие. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - детство, современный педагог сам должен стать в какой-то мере ребёнком, главное, чтобы малыш увидел перед собой ваши глаза и понял, что вы его понимаете, и тогда дети будут смотреть на вас с неподдельным восторгом и доверием.
Улыбка, ласка, интонация голоса, или просто располагающее выражение лица лучше всего помогут достичь взаимопонимания с ребёнком. Для того, что бы умело создавать личность будущего гражданина нашего общества, педагог должен обладать такими профессиональными качествами, как наблюдательность, отзывчивость, внимательность, терпеливость, а также умение организовать внимание и поведение одновременно многих детей. Организаторские способности, интерес и любовь к детям - вот главные качества современного педагога. Внешность педагога играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет, жизнерадостен и весел. Приятный внешний вид, мягкая манера общения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление. Важную воспитательную роль играет выражение лица педагога, его мимика, жесты, поведение в целом. По внешним признакам дети моментально улавливают душевное состояние и тут же могут «повторить» его. Это существенно в связи с тем, что малыши очень любят подражать взрослым. Следует заметить, что труд педагога нелёгок и не всегда состоит из радостей и удач. В его работе могут быть ситуации, вызывающие досаду, раздражение, усталость. И нельзя позволить себе обнаружить плохое расположение духа: дети мгновенно это чувствуют.
Педагог в современном дошкольном учреждении, должен много знать и уметь. Перед ним стоит непростая задача - научить ребёнка воспринимать и понимать всё прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. В связи с этим в процессе работы, педагог должен обладать знаниями не только по педагогике, психологии, анатомии, но и уметь шить, мастерить, клеить, петь играть и танцевать с детьми.
Каждый педагог должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Педагог должен быть для детей примером богатства духовной жизни. Ничто так не удивляет, не увлекает дошкольников, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый педагог. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков, физиков, творческих мастеров и т. д. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в педагоге ту «Живую воду», без которой задатки засыхают.
Современный педагог - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок талантлив, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком. Это, человек, хорошо знающий науку, влюблённый в нее, знающий новейшие исследования, достижения, сам неравнодушен к проблемам, над которыми работают его коллеги. Современный педагог стремиться узнать больше, чем предусматривает программа. Глубокие знания, хороший кругозор, интерес к проблемам воспитания - все это необходимо педагогу, чтобы из маленьких несмышлёнышей, пришедших в дошкольное учреждение, вырастали умные и любознательные, многому научившиеся дети.
Закончить свое эссе хочу словами В. Г. Белинского: «Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою».