Ирина Атабекян
Мотивация обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «мотивация» появился в обиходе сравнительно недавно. Поначалу к нему прибегали специалисты по работе с персоналом на предприятиях, незаметно просочился этот термин и в современную педагогику. Мотивация (от латинского movere) – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность. Что стоит за этими словами?
Публикация «Мотивация обучения» размещена в разделах
Все мы сталкивались в своей жизни, и не раз, с желанием или нежеланием совершать какие-то действия – начиная от таких бытовых действий, как утренний подъём или мытьё посуды и заканчивая более глобальными вещами, как, например, подготовка документов для прохождения аттестации. Ключевую роль в том, насколько скоро от мысли о необходимости сделать что-то важное, мы приступаем непосредственно к действию, и играет наша мотивация. Менеджеры на предприятиях справедливо считают, что если сотрудник мотивирован, то он надежен, эффективен, прибылен и работает на 40% эффективнее. Что же нам мешает применить эти знания при работе с детьми?
Справедливо будет заметить, что никто не мотивирует великих художников, композиторов, артистов, они мотивированы от рождения – своим талантом, призванием. Для среднестатистического взрослого человека мотивация – это, конечно, в первую очередь финансовое стимулирование. Если говорить об учащихся, то тут речь пойдёт об оценках, участии в конкурсах и концертной деятельности, похвала значимых взрослых и еще многом другом. Думающий учитель, работая с детьми разной степени одаренности, должен суметь определить, в чём именно талантлив каждый ученик и дать ему соответствующие его способностям задачи. Важно сказать, что в учебном процессе мотивированы должны быть все три стороны: и ученик, и учитель, и родители.
Учебная мотивация – это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит из мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации всех участников образовательного процесса зависит его успешность, уровень знаний, полученных обучающимися, желание учиться или даже посвятить профессии музыканта всю жизнь.
В данном сообщении речь пойдёт о мотивации – как инструменте, которым преподаватель может пользоваться, чтобы направить и оптимизировать учебный процесс, сделав его увлекательным и максимально результативным для всех его участников.
Мотивация состоит из следующих составляющих:
– положительный настрой обучающегося;
– ясная цель, к которой нужно стремиться;
– мотивы достижения цели;
– положительная реакция на неудачу;
– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).
Я вам опишу сейчас внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами или людьми.
Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса занятия. Большое значение имеет четко определенная и сформулированная цель, которая ставится перед учеником.
Каил Гибран однажды произнес: “Если вы не можете работать с любовью, а только с отвращением, было бы лучше, если бы вы бросили эту работу и сидели у ворот храма, получая милостыню от людей, которые работают с удовольствием. ”
Мотивация – это не принуждение, а побуждение к деятельности.
Мотивацию помогают поддерживать совместные усилия ученика и преподавателя.
Во-первых, нужно поставить предельно конкретные и измеримые цели, например: за 8 уроков расширить диапазон на 3 тона вниз и 3 тона вверх (можно больше или меньше, зависит от конкретного случая). Еще один способ: предложить ученику составить список «песен мечты» то есть тех, которые ученик всегда мечтал спеть, но не мог, или ему не нравилось, как они звучат. Преподаватель может эти песни аранжировать по уровню сложности, и начать работу над ними, как над целями. Здесь главное для преподавателя - грамотно выстроить последовательность по усложнению.
По мере того, как ученик их будет проходить, он будет делать то, что раньше было в категории «невозможное», и это просто невероятно мотивирует! Отлично работает запись ученика на видео «до обучения» и «после». Нужно проанализировать конкретные вещи, например: до обучения ошибки в интонации были 30% (каждая третья нота - мимо), а после, например 2х месяцев 10 %(только каждая 10я нота мимо). Нужно проанализировать как минимум 5 параметров ( например: интонация, дыхание, диапазон, звучание в разных регистрах, тембр, украшения, вибрато, подвижность голоса, дикция.). Чем подробнее и конкретнее будет анализ, чем точнее и измеримее показатели, тем выше мотивация.
Ради чего абсолютное большинство детей идут петь? Ради выступлении (как сказала одна моя ученица)
Я регулярно делаю (минимум два раза в год) отче тные концерты И тогда обучение приобретает совсем другои окрас и интерес! Можно предложить ученику участие в конкурсах (если он уже в конкурентноспособнои форме, благо конкурсов миллион, самого разного уровня и формата. И мы участвуем в конкурсах! Это приносит свои плоды в мотивации ученика.
А если ученик не «клюе т» на конкурсы и концерты?
Тогда нужно выяснить и предельно точно сформулировать его личную цель, и определить этапы ее достижения. Цель может даже не лежать в плоскости вокала, или музыки в целом, это может быть психологическии вызов и победа над собои, борьба со страхами и комплексами и т. п. Главное - расписать все так, чтобы можно было ставить измеримые галочки! И не упускать цель из виду! Когда человек привыкает, что он ходит не «просто так» а чтобы реализовать «большую цель», он будет подсознательно стремиться закрыть этот гештальт (Гештальт – это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т. п.)
Психологически ему, в нашем случае ученику, будет проще достигнуть цели, чем бросить!
Гешта льт-терапи я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — гуманистическое направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах.