Дария Михайлова
Мотивация детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивация детей в ДОУ
В наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.)
Публикация «Мотивация детей в ДОУ» размещена в разделах
Типы мотивации дошкольников.
Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд. Научите своего ребенка принять это. Показывая им, как проиграть или выиграть изящно, даст им возможность справиться с неудачами позже в жизни. Дети, у которых есть ряд интересов, будут подвержены различным возможностям. В сочетании с хорошим балансом между работой и жизнью, это сделает менее интересные задачи, с которыми они сталкиваются, менее деморализуют и легче справляются. Знание того, как отпраздновать и наслаждаться успехом, как своих, так и других, даст вашему ребенку что-то позитивное для достижения цели. Дайте ребенку возможность быть успешным и испытать положительные эмоции, которые идут с ним. Поддержка и руководство ими помогут построить чувство собственного достоинства, которое жизненно важно для самомотивации.
Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах.
Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений
Настроение – преобладающее эмоциональное состояние.
Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды.
Поощрение ребенка, чтобы узнать о вещах, которые их интересуют, позволит им лучше понять концепции, которые они изучают в школе, особенно если вы проявляете творческий подход к тому, как вы связываете их интерес к обучению. Изгнание длины их любимого динозавра или измерение ингредиентов для выпечки поможет им понять размер или объем, не чувствуя себя как другой урок математики. Некоторые дети будут сидеть и слушать новую информацию. Другие хотят забрать вещи и использовать их сразу. Адаптация к их предпочитаемому способу обучения будет продолжать учиться весело, а не хлопот. Родители хотят помочь улучшить шансы ребенка на успех в школе, а затем и взрослые. Начав рано и поощряя своего ребенка правильно, вы можете помочь им развить черту, которая будет полезна для них на всю оставшуюся жизнь.
Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику.
Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала.
Грация - изящество движений, красота позы человек.
Игра – основной вид деятельности дошкольников.
Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми ("Словарь педагогических терминов).
Мотивация обучения у маленьких детей.
Маленькие дети учатся всему, что они делают. Они, естественно, любопытны; они хотят исследовать и открывать. Если их исследования принесут удовольствие или успех, они захотят узнать больше. В эти ранние годы дети формируют отношение к обучению, которое продлится всю жизнь. Дети, получившие правильную поддержку и поощрение в течение этих лет, будут творческими, авантюрными учениками на протяжении всей своей жизни. Дети, которые не получают такого рода поддержки и взаимодействия, скорее всего, будут иметь совершенно иное отношение к обучению в будущем.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Характеристики мотивации у маленьких детей.
Дети делают много вещей просто потому, что хотят их делать. Выбор игрушки или рубашки для ношения - результат «внутренней мотивации». Ребенок делает свой выбор и добивается удовлетворения как от выбора, так и от возможности играть с игрушкой или носить рубашку. Поскольку деятельность порождает мотивацию, она в основном является самодостаточной до тех пор, пока ребенок хочет продолжить свою деятельность. Дети также участвуют в некоторых мероприятиях, потому что взрослые говорят им, или в попытке угодить другой стороне. Сложнее для ребенка поддерживать внешнюю мотивированную деятельность из-за этой зависимости от некоторой внешней силы. Поскольку самонадеянная деятельность более выигрывает сама по себе, дети больше учатся в этом виде деятельности, и они сохраняют это обучение лучше. Внутренне мотивированные дети более активно участвуют в их собственном обучении и развитии. Другими словами, ребенок с большей вероятностью узнает и сохранит информацию, когда он по своей сути мотивирован, когда он считает, что он радует себя.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :
-Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
Родители могут опираться на это чувство уверенности, руководствуясь игрой и деятельностью своего ребенка, в то же время предоставляя ребенку ряд вариантов. Эта неструктурированная игра является важным элементом мотивации, обучения и развития ребенка. Ряд поведенческих характеристик являются показателями высокой мотивации. Вот некоторые из важных факторов и некоторые способы помочь вашему ребенку развивать эти характеристики. Настойчивость - это способность оставаться с заданием в течение достаточно длительного периода времени. В то время как очень маленькие дети не могут сосредоточиться на одной деятельности в течение часа, все еще существуют измеримые различия в продолжительности времени, в течение которого маленькие дети будут заниматься деятельностью. Очень мотивированный ребенок будет оставаться вовлеченным в течение длительного периода времени, в то время как немотивированный ребенок будет сдаваться очень легко, когда он не будет мгновенно успешным.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. Дети учатся упорству, когда они успешны в сложных задачах. Искусство в настойчивости в строительстве - это задача, которая достаточно сложна, но не подавляющая. Выбор вызова - еще одна характеристика мотивации. Эти мотивированные ученики выберут для них немного сложную деятельность, но это вызовет соответствующую задачу. Когда они успешно выполняют такую задачу, дети получают высокий уровень удовлетворенности. Немотивированные дети выбирают то, что очень легко и обеспечивает мгновенный успех. С таким легким успехом дети чувствуют только очень низкий уровень удовлетворенности, потому что они знают, что задача представляет собой небольшую проблему.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Задача родителей помогает их ребенку найти подходящую проблему, позволяя, таким образом, выбирать ребенка. Другим показателем мотивации является зависимость от взрослых. Детям с сильной внутренней мотивацией не нужен взрослый, постоянно наблюдающий и помогающий в занятиях. Дети, которые имеют более низкий уровень мотивации или имеют внешнюю мотивацию, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых и не могут функционировать самостоятельно. Поскольку независимость является важным аспектом качественного обучения, эта зависимость от взрослых значительно ограничит способность детей преуспеть в школе. Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).
-Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» .
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Родители могут увеличить вероятность самостоятельной мотивации своего ребенка, предоставляя игрушки и действия, которые играют естественную творческую и любопытную роль ребенка. Часто это самые простые, самые основные игрушки: блоки, маленькие пластиковые «люди», игрушечная машина или две, и карандаши и бумага. Эти вещи побуждают детей изобретать свои собственные миры, а не в зависимости от взрослого, чтобы развлекать их. Последним показателем мотивационного уровня является эмоция.
У детей, которые явно мотивированы, будет позитивно проявляться эмоции. Они довольны своей работой и проявляют больше удовольствия в своей деятельности.
Дети без соответствующей мотивации будут казаться спокойными, угрюмыми и скучными. Они не будут получать никакого видимого удовольствия от своей деятельности и часто будут жаловаться. Как родитель, вы, вероятно, лучший судья настроения вашего ребенка.
Этот капризный, пронзительный голос обычно является хорошим показателем того, что ребенок не очень хорошо себя чувствует и нуждается в каком-то новом приключении. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Новорожденные рождаются с огромным количеством внутренней мотивации. Эта мотивация направлена на то, чтобы иметь некоторый видимый эффект на окружающую среду. Когда младенцы действительно могут видеть результаты своих действий в качестве награды, они мотивированы продолжать эти действия. Эти попытки контроля ограничены в маленьком ребенке и включают в себя плач, вокализации, мимику и небольшие движения тела. Игрушки, которые меняются или звучат, когда ребенок перемещает их, поэтому являются сильными мотиваторами. Поскольку младенцы растут и продолжают созревать, возможны более добровольные, целенаправленные движения. Это дает им больший контроль над окружающей средой. Этот более широкий диапазон контроля позволяет детям чувствовать, что они успешны. Успех приводит к повышению самооценки и чувствам самоценности, что приводит к усилению мотивации. Поскольку дети продолжают развиваться в течение этого периода времени, они могут лучше принимать решения и планировать, что делать, чтобы получить контроль над вещами вокруг них. Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.
-Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации? (В игровой деятельности, в НОД старших группах). Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
-Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка.
Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :
Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы) .
Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.
К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи:
Должны соответствовать возрасту детей;
Должны быть эстетичными,
Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
Должны иметь обучающую ценность,
Должны быть реалистичными;
Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.
Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер».
Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают.
Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к
образовательной деятельности.
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду. Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.
С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.