Светлана Жеребцова Петрова
Конспект занятия «Мордовский орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Привить любовь к родному краю
Задачи: продолжать знакомить детей с искусством мордовского народа; учить детей вырезать элементы мордовского узора : крестик, уголок, квадрат; закрепить умение располагать узор на листе (полотенце) ; закрепить навыки пользования кистью и клеем; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев.
Публикация «Конспект занятия „Мордовский орнамент“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Орнамент и узоры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Оборудование: предметы национальной одежды мордовского народа; силуэты полотенец, украшенных мордовскими узорами; цветная бумага, кисти, клей, салфетки, ножницы по количеству детей.
Предварительная работа: беседа: «Мордовия – мой край родной», рассматривание альбома «Мордовский народный костюм», настольно- печатная игра «Щак-каряк някать», д/ игры: «Подбери одежду», «Укрась платье».
Ход занятия:
Звучит мордовская музыка. На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа. На доске силуэты 2-3 полотенец, украшенных элементами мордовских узоров.
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём (В Мордовии) У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)
- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)
-Где мы встречали мордовский орнамент? ( На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках)
-Панар (рубаха, пулай (шерстяной пояс, панго (эрзянский головной убор)
- Что это такое? (Это предметы национальной одежды мордовского народа.)
-Панар на мордовском языке означает - рубаха.
-А кто мне скажет, что такое пулай? (Пулай – это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху.)
-Что такое панго? (Панго- это эрзянский женский головной убор.)
-Сегодня у нас в гостях девочка Настенька. Она мордовочка. У неё в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве. На подносе красиво вышитое полотенце.
-Кто скажет, узор какого народа вышит на её полотенце? (мордовского)
-Перед вами полотенца с элементами мордовского узора. Давайте рассмотрим их.
Дети рассматривают образцы мордовских узоров на полотенцах.
-Дети, назовите элементы мордовских узоров. (Крест, уголок, квадрат.)
-Здесь на краю подноса какие-то заготовки. Что бы могло это значить? Это заготовки полотенец, которые нужно разукрасить мордовским орнаментом. Хотите попробовать это сделать? Но сначала, давайте поупражняем пальцы.
Дети выполняют упражнение для пальцев. Бельевой прищепкой (нужно проверить на свих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок – глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Воспитатель:
Итак, сегодня мы с вами будем украшать край полотенца.
- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.
Дети выполняют элемент «крест».
- Какой элемент у вас получился? (крест)
Перед вами на столе прямоугольники. Согните их пополам так, чтобы получились квадраты. Разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба.
- Какие элементы у вас получились? (квадраты)
- Составьте узор из полученных элементов.
Дети под музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к заклеиванию элементов.
Воспитатель:
- Посмотрите, как радостно смотрит Катя. Ей очень понравились ваши работы. Миша, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?
- Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? (мордовского)
Кто по национальности Настенька? (мордовочка)
- Настеньке пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!
- С давних пор в Мордовии живут дружно люди разных национальностей: мордва, татары, русские. Они вместе работают, празднуют праздники, ходят, друг к другу, в гости. Пойдёмте и мы в гости к игрушкам (Дети идут в детский уголок.)