Елена Неясова
Мордовские подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытны и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений и хозяйственной деятельности предков современного мордовского народа.
Публикация «Мордовские подвижные игры» размещена в разделах
Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
В мордовских народных играх почти всегда применялся импровизированный поэтический текст, игровые прелюдии были интересны и разнообразны. Игры по своему составу были разнородны, но их объединяло в одну группу то, что в них происходило драматическое и импровизированное действие, сюжет. Так в некоторых играх чётко различимы отдельные компоненты сюжета.
В игре «Катоняса» («В кошку») ясно выделяется завязка – «мать», уходя из дома, строго наказывает «дочке» стеречь горшки с молоком, сметаной и маслом. Этот разговор подслушивает «кошка». Далее следует развитие действия – хитрая «кошка» обманывает «дочь», обещая приглядеть за всеми продуктами. Она съедает что-нибудь из них и убегает. Возвратившаяся «мать» догадывается о непослушании «дочери» и бранит её. «Дочь» просит прощения. Тексты таких игр не остаются неизменными, отдельные фразы могут меняться в зависимости от ситуации и состава играющих детей.
В большинстве игр во всех вариантах сохраняется традиционное содержание. Это видно на примере игры «Каргинесэ» («В журавля»). Текст был записан в начале нашего века М. Е. Евсевьевым, и дошёл до наших дней без изменений. Но чаще всего словесные элементы подвергаются изменениям и есть случаи полной их утери. В этом случае игра становится чисто спортивной забавой. Это видно на примере игры «Шапаряксса» («В редьку»).
В настоящее время в играх используются различные виды прелюдий: молчанки, жеребьёвки, считалки.
Когда необходимо всем участникам разделиться на две группы, в детских играх пользуются жеребьёвкой. Из числа игроков вначале выбираются две «матки», обычно это самые ловкие мальчики или девочки. А остальные попарно отходят в сторону «сговариваться». Затем «матки» по очереди выбирают себе игроков.
Жеребьёвка длится до тех пор, пока все желающие принять участие в игре не разделятся на две партии. В жеребьёвках сговорах проявляется большое мастерство в подборе рифмующихся слов и выражений.
Самым распространённым и любимым видом игровых прелюдий у мордовских детей является считалка. Несомненно, это связано с тем, что у малышей очень популярны игры в прятки, а считалка в этой работе обязательна. Для того, чтобы определить, кто будет «водить» - разыскивать спрятавшихся, дети считаются: встают в круг или в полукруг, один из них в центр. Он громко и чётко произносит слова, дотрагиваясь при произношении их до игроков. На кого приходится последнее «ударное» слово, тот «выходит», и так до конца. Оставшийся последним «водит».
Существуют и другие приёмы пересчё та: считают иногда всего лишь один раз, и выбывший при этом игрок считается водящим. Счё т может осуществляться по-разному: по пальцам, по кулакам и даже по коленям. Так, при игре «Болагаса» дети садятся на землю в кружок, коленями касаясь друг друга, и по коленям начинается счёт.
Считалки используются для пересчёта, поэтому в них встречаются не только перечисления существительных, но используются количественные и порядковые числительные. Считалки бывают смысловые и заумные. Последние у мордовских детей распространены больше. Это может быть связано как с утерей смысла считалок, так и стремлением детей спрятать содержание считалки в группу неясных для взрослых, а иногда и для соперничающей команды слов:
Червень, бервень,
Чуха, рюха.
Бета, сота,
Ива, дуб,
Мака, крест.
Наиболее распространенные смысловые считалки состоят из зачина и основной части. Зачином является счёт, выраженный количественными числительными:
Фкя, кафта, кемгафтува,
Моли цёра кепкавтом,
Сонць аф сире, сонць аф од,
Велень келес счетовод.
Не всегда зачин выделяется особо. Иногда он как бы сливается с основной частью. В этом случае зачин выделяется голосом: после этого делается пауза.
Часть мордовских считалок – это небольшие бессюжетные произведения:
… Сонць аф сире,
Сонць аф од,
Алашась – пароход.
… Сам не старый,
Сам не молодой,
Лошадь его – пароход.
В других случаях в основной части даё тся простейшее описание каких-либо действий:
Нармонць ярхцай сурода.
Мон кундайне пулода.
«Птичка клюёт просо,
Я поймал её за хвост».
Если русские считалки чаще всего кончаются «выходом», то в мордовских считалках концовка является обращением к игроку, который должен выходить из круга. Например, «Кифчек, листь» (Чирк, выходи») или «Нумол алу прочь листь» («Под зайца выйди вон»).
Иногда к мордовскому тексту дети присоединяют выход на русском языке типа: «Стакан воды – водишь ты» и другие.
Среди детей младшего возраста самыми распространенными играми были: «В платочки», «В коровку», «В слепую старуху», «В ямки», «В курочек», «В ворону», «В петушка» и т. д. Все они включали в себя бег, ходьбу, поэтому имели важное значение в укреплении здоровья малышей, т. к. содействовали усилению процессов дыхания, кровообращения, обмена веществ, сила.
Во время игр дети выполняют несложные физические упражнения, развивая такие важные качества, как подвижность и быстрота реакции, находчивость и сообразительность, внимательность и наблюдательность, получая при этом также эмоциональное удовольствие. Особенность этих игр заключалась в том, что в них можно было играть как на улице, так прямо в избе, причём в разное время года, что особенно важно, так как из-за нехватки детской одежды и обуви очень часто зимой ребятишки не могли бывать на свежем воздухе. Например, «В слепую старуху» играли мальчики и девочки на улице и непосредственно в доме. Зимой в избе собиралось несколько детей. Некоторых ребят, из-за отсутствия теплой одежды, приносили взрослые, завернув в свою шубу.
В начале проводили жеребьё вку: кто-нибудь мазал палец сажей, сжимал все пальцы в кулак и предлагал остальным отгадывать и выбирать себе палец. Кто указывал на вымазанный сажей палец, тот и становился «слепой старухой» («сковородой»). «Старухе» завязывали глаза тряпкой, и она ходила по избе. Другие игроки бегали вокруг и старались ущипнуть её. «Старуха» должна была ловить бегающих и отгадывать имя пойманного. Имена придумывались заранее: «кошечка», «журавль», «волк» и т. д.
«Старуха» старалась запомнить имена играющих и кто как одет. Кто попадался ей, начинал сам водить, т. е. становился «старухой». Кто же становился игроком, тому вслух придумывалось другое имя.
Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе: в поле, на лугу, в лесу и чаще всего на улице. Дети всегда ждали с большим удовольствием наступления тепла, и лишь только появлялись первые проталины, спешили на улицу, на свежий воздух.
«Крестьянские дети, - отмечал Е. А. Покровский, - только тем и живы, только
тем и поддерживают своё здоровье, что беспрестанно живут и играют на
воздухе».
Небольшие возвышенности, освобождаясь от снега, становились местом развлечения детей. Из весенне-летних игр наиболее популярны были игры с мячом, камушками, и другими предметами. Выполнение данных игр требовало от игрока ловкости, меткости, глазомера.
Распространенными были игры в бабки. Они имели несколько разновидностей: игра «в козлы» («козласа налхксема», «в козны» («кознаса налхксема») и т. д.
Во всех вариантах этой игры использовались костяные бабки. Их готовили из коровьих, телячьих, овечьих надкопытных суставов. Из бабок выбирали самую большую и крепкую. Она служила битком. Для большей тяжести внутрь битка наливали свинец или олово.
«В козлы» играть собирались по несколько человек, чем больше игроков, тем интереснее и увлекательнее была игра. Каждый игрок в кон ставил по паре бабок. Жеребьё вка проводилась следующим образом: все участники по очереди бросали биток от кона. У кого он падал дальше всех, тот и начинал игру. Бабки выстраивали в две шеренги. Игра состояла в том, чтобы с помощью битка сбить бабку. Если игрок сбивал её, то брал себе сбитую и соседнюю. Промахнувшийся оставлял свою бабку и терял выигрыш. Когда выбивали все бабки, то ставили новый кон. В этом случае игроки снова ставили бабки из своих запасов.
Не менее увлекательны и распространены были игры с шаром и мячом. Они также имели несколько вариантов. Некоторые из них очень близки к современному хоккею с мячом. Например, игра в шар – проходила следующим образом: вдоль улицы села на значительном расстоянии проводили две черты – «буи», а между ними чертили круг. Игроки делились на две команды. С помощью клюшек (палок) каждая команда старалась загнать шар в «буй» противника. Игра была настолько азартной, что она продолжалась до наступления сумерек.
Большое место в жизни мордовских детей занимали игры с мячом. Самыми популярными из них были «колмонь керыса» или «колмонь токазь», похожа на русскую лапту.
Многие игры передавали детское восприятие сельскохозяйственного труда. Например, играя «Шапарякс» - «В редьку», дети копировали процесс посадки редьки.
Как говорил А. М. Горький: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой.
Мордовские народные игры до сих пор не потеряли своей ценности и значимости. Дети с удовольствием в них играли и играют до сих пор.