Калимуллина Амина
Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (плохо различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи. Речь смазанная, неразборчивая.
2 – Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная. Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно, но в спонтанной речи стойкие нарушения.
3 – Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.
Публикация «Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мониторинг
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.
5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
II. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И СЛУХОВОСПРИЯТИЕ
1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.
2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.
3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.
4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.
5 – Все фонетические процессы в норме.
III. ЛЕКСИКА
1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.
2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.
3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых антонимов. Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.
4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет
местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов. Допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.
5 – Лексика в норме.
IV. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1 – Не различает грамматические формы.
2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.
3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р. п. ; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных, т. е. при словообразовании и словоизменении. Составляет простые, и некоторые формы сложных предложений.
5 – Развитие грамматического строя речи в норме.
V. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична.
2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания.
3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь часто не последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.
4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексико–грамматические ошибки при построении предложений.
5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.
VI. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА
1 – Плохо ориентируется на плоскости и в пространстве.
2 – Владеет понятиями верх-низ, затрудняется в понятиях право-лево.
3 – Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения и допускает ошибки. Часто допускает ошибки в схеме левой и правой сторон тела.
4 – Допускает незначительные ошибки при перекрёстном определении правой и левой стороны. Знает левую и правую сторону тела, показывает правильно на себе.
5 – Пространственная ориентировка соответствует возрасту.
VII. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА
1 – Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т. д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, лишние зубы и т. д., укороченная подъязычная уздечка и т. д.
2 – Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии (содружественные движения нижней челюсти, незначительный тремор кончика языка.
3 – Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые затруднения и неточности.
4 – Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и переключаемости.
5 – Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.
VIII. МЕЛКАЯ МОТОРИКА
1 – Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается наличие гиперкинезов, тремора.
2 – Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти недостаточна.
3 – Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении ассиметричных движений обеими руками.
4 – Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в ассиметричных движениях.
5 – Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.
IX. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.
2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.
3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.
4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.
5 – Слоговая структура в норме.
Оценочные баллы:
1 – очень низкий
2 – низкий
3 – средний
4 – выше среднего
5 –высокий
МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Каждый ребёнок, посещающий логопедические занятия для детей с недостатками устной речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:
1. Звукопроизношение
2. Фонематические процессы и слуховосприятие
3. Словарный запас
4. Грамматический строй
5. Связная речь
6. Пространственная ориентировка
7. Артикуляционная моторика
8. Мелкая моторика
9. Слоговая структура
Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.
Для большей наглядности можно составить групповую диаграмму путём выведения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции в начале и конце учебного года:
1 – низкий уровень;
2 – ниже среднего;
3 – средний;
4 – выше среднего;
5 - высокий
Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.