Получи документы

Квест-технология в ДОУ

Светлана Ивановна Еньшина
Квест-технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Моя педагогическая технология

Подготовила

Воспитатель

1 квалификационной категории

Еньшина С. И.

Название технологии: Квест-технология.

Автор технологии.

Использовать квест – технологию в рамках педагогического процесса предложил американский профессор Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.

Ценностно-целевые установки (основания) технологии.

В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения.

Публикация «Квест-технология в ДОУ» размещена в разделах

Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой познания мира, своих возможностей, средством самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – это эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, для его развития и своевременной социализации.

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест - технологию.

Когда я впервые столкнулась с этой технологией, изучила ее структуру, этапы организации, возможности применения ее в детском саду, то вскоре поняла, что этот вид игры будет интересен детям, и начала понемногу применять в своей практике.

Так что же такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм, как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Новизна использования квест-технологии :

1. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. 2. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. 3. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Цель квестов :

реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Задачи:

1. Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.

2. Развивающие - развитие интереса, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

3. Воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Ключевые понятия технологии.

Виды квестов :

-Линейные

-Штурмовые

-Кольцевые

Темы квестов могут быть самыми различными:

1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).

2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».

4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».

5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

6. Физкультурные праздники.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

• загадки;

• ребусы;

• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

• пазлы;

• творческие задания;

• игры с песком; с водой;

• опыты, эксперименты;

• лабиринты;

• спортивные эстафеты.

Для составления маршрута использую разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок». (На клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно, разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.

Чаще всего использую в своей работе линейные квесты, в которых участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной.

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Образовательные квесты могут проходить на территории детского сада, в групповых помещениях, в парке, на природе. Квесты можно проводить 1 раз в месяц.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Огромным плюсом в проведении квеста является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, логопед).

Компетентностная направленность технологии

Квест - технология формирует умение планирования и прогнозирования; закладывает основы самоанализа; воспитывает навыки коллективного сотрудничества; развивает волевые качества и целеустремлённость; создает благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного и психологического напряжения; способствует формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией. Квест-игра активизирует интерес к познанию окружающего мира; помогает детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные; создает комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации; воспитывает взаимопонимание и чувство товарищества, формирует умение решать конфликты; способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков; стимулирует инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность. Квесты помогают стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность детей.

Квест-игра направлена на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Основные принципы технологии.

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:

1. Доступность (задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям).

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

7. Безопасность (все игры и задания должны быть безопасными)

Особенности содержания и процессуальная характеристика технологии

Этапы подготовки и организации

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители, то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников, мотивировать на достижение поставленной цели. Как же этого достичь? Все просто. На заключительном этапе должен быть приз!

Структура квеста :

1. Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:

- деление детей на группы;

- обсуждение правил квеста;

- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.

2. Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

3. Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

1)Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

2)Информационная - приобретение детьми нового знания;

3)Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

4)Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игра одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Критерии эффективности.

Я работаю воспитателем в первой младшей группе, поэтому столкнулась с проблемой - дети не умеют играть и общаться в игре. Когда я стала проводить квест-игры с детьми, то надеялась, что положение данной направленности улучшится. Чтобы проследить эффективность использования новой образовательной технологии, решила провести начальную диагностику.

Наблюдение за игровой деятельностью детей осуществлялось в соответствии с разработанными критериями, представленными в исследованиях Г. Крайга. (Приложение №1)

Результаты начальной диагностики показали следующее распределение по определению типа взаимодействия и уровня взаимодействия в игровой деятельности у детей 1 младшей группы (Приложение №2, №3) :

1) Интерес к сверстнику в процессе игре: высокий- 10%; средний -50%; низкий -40%.

2) Речевая активность в ходе игре: высокий - 15%; средний –45,%; низкий –40%.

3) Эмоциональная реакция на сверстника в игре: высокий - 10%; средний –50%; низкий –40%.

4) Инициативность относительно сверстника: высокий-10%; средний - 40%; низкий-50%.

5) Характер игровых действий: высокий-5%; средний- 35%; низкий-60%.

6) Взаимодействие со сверстником в игре: высокий-10%; средний- 20%; низкий-70%.

Результат диагностики оказался не утешительным.

Так как я недавно начала использовать квест-технологию в своей работе с детьми, то говорить о каком-то результате еще рано. Но могу уже сделать для себя некоторые выводы. После проведения нескольких квест-игр я заметила, что дети получают большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощенными в общении и игре, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива, становятся равноправными участниками игрового взаимодействия. Поэтому с уверенностью могу сказать, что квест-игру буду с удовольствием использовать в своей дальнейшей работе с детьми.

Практикум

Приведу несколько примеров проведенных квестов в первой младшей группе:

1. Квест-игра «Найти корзину белочки»

На столе стоит игрушка-белка, накрытая платком. Воспитатель читает загадку: Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка). В. : Посмотрим, кто у нас тут прячется? (Открывает накрытую белочку, которая держит в лапах конверт). Ребята, с белочкой произошла грустная история. Зайчишки-плутишки подшутили над ней и спрятали её корзинку с запасами, которые она собирала на зиму для своей семьи. Давайте поможем белочке найти корзинку. Зайцы оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятаны её запасы: Из конверта достают листок с изображением заштрихованной книги, делают вывод, что идти надо к книжному уголку. Дети должны найти там следующий конверт. В нём находится разрезанная на части картинка с нарисованным орехом. На одной из частей изображён мячик. Переходят в физкультурный уголок, в ящике с мячами находится листок с заданием «Четвёртый лишний» (белка, заяц, ёжик, барабан). В музыкальном уголке дети находят барабан, к которому прикреплён листок с изображение скамейки. Дети находят в раздевалке скамейку. На ней стоят 3 корзинки: одна с фруктами, вторая с овощами, третья с шишками, орехами и грибами. Детям надо определить, какая из корзинок принадлежит белке.

2. Квест – игра «Путешествие в сказочный лес».

В гости к малышам приходит грустный колобок и просит помочь ему вернуться к бабушке и дедушке. Ребята вместе с хитрой лисой следуют дорожками сказочного леса и выполняют задания: собирают морковку для зайчика; считают грибы для белочки; складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур; отбирают спелые (красные, жёлтые) яблоки для ёжика и весело танцуют с лисичкой, дружно считая вслух количество хлопков или приседаний.

Квесту «все возрасты покорны», интересен он и в младших группах, но диапазон занимательных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Поэтому для самосовершенствования и саморазвития я провожу квест-игры в старших группах. Вот несколько примеров.

1. Сценарий квест-игры «Спасаем Белоснежку»

Цель: формирование математических представлений посредством решения поисковых задач в ходе организации деятельности посредством определённого сюжета.

Задачи:

1. Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся о днях недели, их последовательности, прямом и обратном порядковом счете, геометрических фигурах, об обобщающих понятиях предметов. 2. Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, смекалки, зрительной памяти дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне. Развитие пространственной и временной ориентации.

3. Воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Краткое описание квест-игры

Дети получают письмо от гномов с просьбой освободить их и Белоснежку из замка злого волшебника. Дети ищут (предлагают) способ, как их спасти. Выбирают и предложенных предметов (картинки) те, которые могут пригодиться в пути. В результате дети отправляются в путь к замку волшебника по лесной дороге. В процессе поиска замка волшебника дети самостоятельно преодолевают препятствия («переход через речку, поваленное дерево» и др.). Дети идут туда, куда указывает клубок. Клубок приводит ребят к замку. (На экране – катящийся клубок и замок.) Ребята входят, т. к. дверь оказалась не заперта. Дверь за ними неожиданно захлопывается. (Изображение замка внутри, появление письма от злого волшебника). В письме говорится, что в замке - 7 залов по количеству гномов и дней недели. На двери каждого зала – задание, угадать название зала - название дней недели не по порядку и задания-игры, ребусы, задачи на смекалку и др. Выполнив задание – освобождают гномов. Последней освобождается Белоснежка после выполнения задания «Нарисуй портрет волшебника, который стал добрым». Последнее задание - называть все дни недели по порядку. Дети попадают в зал «Воскресенье», где их ждет сюрприз от Белоснежки и семи гномов (возможен переход в другое помещение ДОУ).

2. Сценарий квест-игры «По следам здоровья!» (Штурмовой квест : с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи).

Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья;

поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций;

совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях.

Краткое описание квест-игры

Детям предложили отправиться на квест, в зале видят такую картину - Робин Бобин заболел, от него ушло здоровье и оставило записку-кроссворд. Дети решают помочь Робину. Поиск здоровья Робина начался. Каждое задание пронумеровано. Дети выполнив задание, называют правило, как вывод задания, одним словом, которое записывают в кроссворд. После задания «Мнемотаблица. Спортивные игры», дети соревнуются, используя элементы спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол). Квест заканчивается. Робин угощает детей. Квест был проведен совместно с инструктором по физической культуре

Список литературы.

1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"

3. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

Список интернет источников:

1. https://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html

2.https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami

3. https://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/

4.https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Квест-игра по литературе для 5–6 классов «Классный квест» Маленьких Надежда Леонидовна, педагог-организатор Литературная квест – игра «КЛАССный квест!» для 5-6 классов В игре принимают участие.

Квест-технология в ДОУКвест-технология в ДОУ В нашем детском саду "Парус" мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Сценарий квест-игры «Я знаю семь цветов радуги, или Цветочный квест»Сценарий квест-игры «Я знаю семь цветов радуги, или Цветочный квест» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Воспитатель – это профессия творческая. Он и режиссер, и постановщик, и организатор интересных.

Сценарий спортивной квест-игры «Вещи Дедушки Мороза». Квест-технологии в ДОУСценарий спортивной квест-игры «Вещи Дедушки Мороза». Квест-технологии в ДОУ Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий спортивного развлечения в форме квест-игры. На новый год я ездила к дочке в Архангельск.

Технология изготовления куклы-масленицыТехнология изготовления куклы-масленицы Технология изготовления куклы-масленницы Ребята нашего центра, на протяжении последних лет, продолжают традицию изготовления личной куклы–масленицы.

Технология развивающей среды в ДОУТехнология развивающей среды в ДОУ   Технология развивающей среды в ДОУ  Смоленская область город Ярцево  МБДОУ №14 Воспитатель Арутюнян Л. А. «игра – это огромное светлое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Квест-технология в ДОУ
Опубликовано: 26 октября 2020 в 15:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Квест-технология в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивановна Еньшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД