Светлана Ивановна Еньшина
Квест-технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая технология
Подготовила
Воспитатель
1 квалификационной категории
Еньшина С. И.
Название технологии: Квест-технология.
Автор технологии.
Использовать квест – технологию в рамках педагогического процесса предложил американский профессор Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
Ценностно-целевые установки (основания) технологии.
В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения.
Публикация «Квест-технология в ДОУ» размещена в разделах
Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций является игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой познания мира, своих возможностей, средством самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – это эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, для его развития и своевременной социализации.
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест - технологию.
Когда я впервые столкнулась с этой технологией, изучила ее структуру, этапы организации, возможности применения ее в детском саду, то вскоре поняла, что этот вид игры будет интересен детям, и начала понемногу применять в своей практике.
Так что же такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм, как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Новизна использования квест-технологии :
1. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. 2. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. 3. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Цель квестов :
реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
1. Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.
2. Развивающие - развитие интереса, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
3. Воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Ключевые понятия технологии.
Виды квестов :
-Линейные
-Штурмовые
-Кольцевые
Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
6. Физкультурные праздники.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком; с водой;
• опыты, эксперименты;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
Для составления маршрута использую разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
«Волшебный клубок». (На клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно, разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.
Чаще всего использую в своей работе линейные квесты, в которых участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Образовательные квесты могут проходить на территории детского сада, в групповых помещениях, в парке, на природе. Квесты можно проводить 1 раз в месяц.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Огромным плюсом в проведении квеста является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, логопед).
Компетентностная направленность технологии
Квест - технология формирует умение планирования и прогнозирования; закладывает основы самоанализа; воспитывает навыки коллективного сотрудничества; развивает волевые качества и целеустремлённость; создает благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного и психологического напряжения; способствует формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией. Квест-игра активизирует интерес к познанию окружающего мира; помогает детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные; создает комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации; воспитывает взаимопонимание и чувство товарищества, формирует умение решать конфликты; способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков; стимулирует инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность. Квесты помогают стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность детей.
Квест-игра направлена на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Основные принципы технологии.
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность (задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям).
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
7. Безопасность (все игры и задания должны быть безопасными)
Особенности содержания и процессуальная характеристика технологии
Этапы подготовки и организации
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители, то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников, мотивировать на достижение поставленной цели. Как же этого достичь? Все просто. На заключительном этапе должен быть приз!
Структура квеста :
1. Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
2. Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
3. Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)
Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
1)Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
2)Информационная - приобретение детьми нового знания;
3)Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
4)Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игра одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Критерии эффективности.
Я работаю воспитателем в первой младшей группе, поэтому столкнулась с проблемой - дети не умеют играть и общаться в игре. Когда я стала проводить квест-игры с детьми, то надеялась, что положение данной направленности улучшится. Чтобы проследить эффективность использования новой образовательной технологии, решила провести начальную диагностику.
Наблюдение за игровой деятельностью детей осуществлялось в соответствии с разработанными критериями, представленными в исследованиях Г. Крайга. (Приложение №1)
Результаты начальной диагностики показали следующее распределение по определению типа взаимодействия и уровня взаимодействия в игровой деятельности у детей 1 младшей группы (Приложение №2, №3) :
1) Интерес к сверстнику в процессе игре: высокий- 10%; средний -50%; низкий -40%.
2) Речевая активность в ходе игре: высокий - 15%; средний –45,%; низкий –40%.
3) Эмоциональная реакция на сверстника в игре: высокий - 10%; средний –50%; низкий –40%.
4) Инициативность относительно сверстника: высокий-10%; средний - 40%; низкий-50%.
5) Характер игровых действий: высокий-5%; средний- 35%; низкий-60%.
6) Взаимодействие со сверстником в игре: высокий-10%; средний- 20%; низкий-70%.
Результат диагностики оказался не утешительным.
Так как я недавно начала использовать квест-технологию в своей работе с детьми, то говорить о каком-то результате еще рано. Но могу уже сделать для себя некоторые выводы. После проведения нескольких квест-игр я заметила, что дети получают большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощенными в общении и игре, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива, становятся равноправными участниками игрового взаимодействия. Поэтому с уверенностью могу сказать, что квест-игру буду с удовольствием использовать в своей дальнейшей работе с детьми.
Практикум
Приведу несколько примеров проведенных квестов в первой младшей группе:
1. Квест-игра «Найти корзину белочки»
На столе стоит игрушка-белка, накрытая платком. Воспитатель читает загадку: Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка). В. : Посмотрим, кто у нас тут прячется? (Открывает накрытую белочку, которая держит в лапах конверт). Ребята, с белочкой произошла грустная история. Зайчишки-плутишки подшутили над ней и спрятали её корзинку с запасами, которые она собирала на зиму для своей семьи. Давайте поможем белочке найти корзинку. Зайцы оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятаны её запасы: Из конверта достают листок с изображением заштрихованной книги, делают вывод, что идти надо к книжному уголку. Дети должны найти там следующий конверт. В нём находится разрезанная на части картинка с нарисованным орехом. На одной из частей изображён мячик. Переходят в физкультурный уголок, в ящике с мячами находится листок с заданием «Четвёртый лишний» (белка, заяц, ёжик, барабан). В музыкальном уголке дети находят барабан, к которому прикреплён листок с изображение скамейки. Дети находят в раздевалке скамейку. На ней стоят 3 корзинки: одна с фруктами, вторая с овощами, третья с шишками, орехами и грибами. Детям надо определить, какая из корзинок принадлежит белке.
2. Квест – игра «Путешествие в сказочный лес».
В гости к малышам приходит грустный колобок и просит помочь ему вернуться к бабушке и дедушке. Ребята вместе с хитрой лисой следуют дорожками сказочного леса и выполняют задания: собирают морковку для зайчика; считают грибы для белочки; складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур; отбирают спелые (красные, жёлтые) яблоки для ёжика и весело танцуют с лисичкой, дружно считая вслух количество хлопков или приседаний.
Квесту «все возрасты покорны», интересен он и в младших группах, но диапазон занимательных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Поэтому для самосовершенствования и саморазвития я провожу квест-игры в старших группах. Вот несколько примеров.
1. Сценарий квест-игры «Спасаем Белоснежку»
Цель: формирование математических представлений посредством решения поисковых задач в ходе организации деятельности посредством определённого сюжета.
Задачи:
1. Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся о днях недели, их последовательности, прямом и обратном порядковом счете, геометрических фигурах, об обобщающих понятиях предметов. 2. Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, смекалки, зрительной памяти дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне. Развитие пространственной и временной ориентации.
3. Воспитательные - воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Краткое описание квест-игры
Дети получают письмо от гномов с просьбой освободить их и Белоснежку из замка злого волшебника. Дети ищут (предлагают) способ, как их спасти. Выбирают и предложенных предметов (картинки) те, которые могут пригодиться в пути. В результате дети отправляются в путь к замку волшебника по лесной дороге. В процессе поиска замка волшебника дети самостоятельно преодолевают препятствия («переход через речку, поваленное дерево» и др.). Дети идут туда, куда указывает клубок. Клубок приводит ребят к замку. (На экране – катящийся клубок и замок.) Ребята входят, т. к. дверь оказалась не заперта. Дверь за ними неожиданно захлопывается. (Изображение замка внутри, появление письма от злого волшебника). В письме говорится, что в замке - 7 залов по количеству гномов и дней недели. На двери каждого зала – задание, угадать название зала - название дней недели не по порядку и задания-игры, ребусы, задачи на смекалку и др. Выполнив задание – освобождают гномов. Последней освобождается Белоснежка после выполнения задания «Нарисуй портрет волшебника, который стал добрым». Последнее задание - называть все дни недели по порядку. Дети попадают в зал «Воскресенье», где их ждет сюрприз от Белоснежки и семи гномов (возможен переход в другое помещение ДОУ).
2. Сценарий квест-игры «По следам здоровья!» (Штурмовой квест : с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи).
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья;
поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций;
совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях.
Краткое описание квест-игры
Детям предложили отправиться на квест, в зале видят такую картину - Робин Бобин заболел, от него ушло здоровье и оставило записку-кроссворд. Дети решают помочь Робину. Поиск здоровья Робина начался. Каждое задание пронумеровано. Дети выполнив задание, называют правило, как вывод задания, одним словом, которое записывают в кроссворд. После задания «Мнемотаблица. Спортивные игры», дети соревнуются, используя элементы спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол). Квест заканчивается. Робин угощает детей. Квест был проведен совместно с инструктором по физической культуре
Список литературы.
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"
3. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
Список интернет источников:
1. https://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html
2.https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
3. https://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/
4.https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii.