Получи документы

Развивающие игры как средство познавательно исследовательской деятельности детей

Дина Усенко
Развивающие игры как средство познавательно исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающие игры как средство познавательно исследовательской деятельности детей

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами моей педагогической находкой на тему:“Развивающие игры, как средство познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста”.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, рассуждает, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Задача педагога — не пресекать стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а наоборот — активно помогать ему в этом, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Темочки:

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я поставила перед собой цель

Для достижения данной цели, мною были поставлены задачи:

— расширять представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;

развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового

характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы,

элементарно прогнозировать последствия);

развивать личностные качества : активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации

элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

— формировать опыт выполнения правил техники безопасности

при проведении физических экспериментов;

— воспитывать стремление к самостоятельной познавательной

активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Мною было принято решение обогатить свои знания и опыт по данному вопросу, для этого я изучила работы таких авторов как Дыбиной Ольги Витальевны «Технология экспериментальной деятельности», Прохоровой Лидии Николаевны «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», Ивановой Александры Ивановны «Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду» и других авторов; приняла участие в нескольких вебинарах по этой теме, изучила опыт коллег на интернет- сайтах.

Провела диагностику детей по критериям, важным именно для процесса опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов. Для диагностического исследования использовала методику (Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой)

Определила методы и формы работы с детьми, родителями, коллегами:

сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, беседа, конструирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, развлечения, конкурсы, проектная деятельность.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности мною был разработан проект «Лаборатория дошкольных наук».

Для проекта были подобраны следующие материалы:

— картотека опытов и экспериментов;

— картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности

— конспекты НОД по экспериментированию;

консультации и памятки для родителей по данной теме.

В течение всей моей работы собирала материал, который вызывает у детей большой интерес. Это кроссворды, упражнения и проблемные ситуации, логические задачи. Интересные, занимательные упражнения оформила в альбом «Школа науки».

Для развития творческой и исследовательской активности, а так же для познавательной мотивации в группе, совместно с детьми был оборудован уголок экспериментирования. В нем были собраны приборы помощники, природный материал, разные виды бумаги, и другие предметы

Вместе с детьми создали свой мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные предметы: ракушки, камни, шишки, пуговицы. Наша коллекция постоянно обновляется, тематика зависит от интересов детей, а собранные ими материалы мотивируют их на исследования, помогают сохранить интерес к данной деятельности.

В процессе работы с детьми успешно применяю развивающие игры, что стимулирует познавательный интерес детей.

Начиная с младшей группы, я детям предлагаю, такую как Бизиборд.

Эта игра служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО:

Прежде всего, с помощью бизибордов мы решаем задачи направленные на познавательное развитие.

Данное пособие способствует развитию у детей мышления, логики, сенсорных ощущений, координации движения, памяти, зрения, ориентации в пространстве.

Помогает решить важные образовательные задачи, такие как обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами, закрепление количественного и порядкового счёта, цвета, величины, ориентировки по часам.

Дети гораздо быстрее запоминают информацию с помощью пособия, выполняя действия с предметами (пристёгивая и отстёгивая замочки, открывая засовы, откручивая гайки).

Это намного эффективнее в сравнении с простым рассматриванием и называнием предметных и сюжетных картинок.

Цель игры с бизбордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности малышей. Осуществление неразрывной связи сенсомотрного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.

Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

Задачи:

В процессе работы с детьми определены следующие задачи:

развитие мелкой моторики;

– тренировка памяти и логики;

– формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;

– изучение цветов и оттеночной палитры в целом;

развитие самостоятельности;

– стимулирование познавательной активности;

развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;

– углубление фантазии и образного мышления.

Со старшими детьми я работаю с карточками- схемами, где дети могут даже самостоятельно исследовать тот или иной предмет или состав, делая выводы.

И только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи ( оформление коллекций: экспонаты собирались во время отпуска – камешки, ракушки; на прогулках — семена, шишки).

Рекомендовали родителям проводить эксперименты дома. И это была еще одна мотивация для детей к поведению исследовательской деятельности.

Повседневные дела, режимные моменты, разные виды занятий дают большое поле деятельности для исследований.

Мной была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы «Поиск воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», в этих опытах мы с детьми исследовали воздух.

Экспериментирование с бумагой дало детям возможность выделить для себя новые свойства бумаги («Рекордный вес», «Прозрачная бумага»).

Исследования воды позволило детям сравнить различные свойства и состояния воды. (Вода прозрачная; у воды нет вкуса и запаха.

лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, лёд легче воды.)

Не прекращалась наша исследовательская деятельность и на прогулке. Мы с детьми провел ряд опытов со снегом «Теплый сугроб», «Чистый лед» и много других опытов с другими объектами живой и не живой природы.

Вместе с детьми я провела вечер развлечения «В мире фокусов», где мы проводили различные эксперименты с разными предметами.

Конечно, не всегда работа шла гладко. Например, не все дети соблюдали правила безопасности, не всегда находилась необходимая литература, видеоматериалы, не хватало оборудования. С помощью родителей мы справились и с этими проблемами.

Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Провела консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду».

Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности».

Провела «Мастер класс» на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей».

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, у детей появился :

— активный познавательный интерес и познавательная активность;

расширился кругозор: в частности, знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах материалов, о применении их человеком;

— появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать их, делать выводы;

развились качества личности : самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Я уверена, что только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Публикации по теме:

«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей Нам известно,что дети задают много вопросов,им интересно все что происходит вокруг,они хотят все узнать,все попробовать. Мы организовали.

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Использование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольниковИспользование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольников Как известно большинство детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры как средство познавательно исследовательской деятельности детей
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 19:42
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры как средство познавательно исследовательской деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Дина Усенко (УИ 336952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД