Татьяна Геннадьевна Боровкова
Мягкая педагогика в работе с дошкольниками
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги. Вашему вниманию сегодня представляю мою педагогическую находку «Мягкая педагогика, как средство развития творческих способностей и креативного мышления дошкольников».
ФГОС дошкольного образования и Федеральная образовательная программа выдвигает ряд разнообразных требований к дошкольному образованию, в стандарте широко приветствуются универсальные, полифункциональные, много вариативные пособия.
Публикация «Мягкая педагогика в работе с дошкольниками» размещена в разделах
И одним из таких пособий является авторская технология Елены Дмитриевны Файзуллаевой и Татьяны Дмитриевны Фицнер «мягкая педагогика». Для своей работы я изготовила некоторые элементы данной методики и успешно применяю их во всех областях образовательного процесса. Мною были разработаны и изготовлены многофункциональные пособия, которые безопасны в использовании. Они не бьются, не ломаются ими нельзя пораниться. Они изготовлены из гиппоалергенных материалов, просты в уходе и находятся в свободном доступе детей.
Я создала вязаные игры для дошкольников. Вязаные игры - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаной игрушки имеет ребристую структуру, которая во время прикосновений малыша осуществляет легкий массаж его пальчиков. Таким образом, развивается тактильная чувствительность. Суть мягкой педагогики заключается в самом слове «мягкий», а идеей является создание благоприятной, психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей. Мягкая среда делает скучное интересным, сложное простым, придает силу и уверенность.
В своей практике я использую «Мягкие карандаши» пособие для тактильного рисования. Оно состоит из мягких вязаных веревочек разного цвета и размера холста основы из флиса.
Расположив одну из веревочек на светлом холсте, обнаруживаем что это какой то образ и с радостью осознаем, что наш рисунок пластичный и может меняться если только захотим, так получается наше изображение. А сам процесс расслабляет и вдохновляет одновременно.
Мягкие карандаши можно использовать с детьми разного возраста для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, а также на занятиях по математике и обучению грамоте. Данное пособие является тренажером для развития ловкости пальцев и кистей рук, способствует образному мышлению.
Вязаные шапочки с ними можно играть как индивидуально, так и с подгрупой детей, самостоятельно или со взрослыми. Шапочки предназначены для пальчиковых игр, а так же игр на автоматизацию звуков, игры с шапочками позволяют не только автоматизировать звук, но и способствуют развитию умения составлять словосочетания, согласовывать слова (в роде числе, прилагательные с существительными, употреблять пространственные предлоги, развивают тактильные ощущения, внимание, память, цветовое восприятие. (Что под шапкой? Под шапкой картинки с предметами, возьми картинку под красной шапкой. Раскрась картинку, Сосчитай шапочки)
Кубики - рубики, так называют дети наши разноцветные кубики. За основу я взяла кубики мякиши для малышей, с шести сторон обвязала их квадратами разных цветов. В моей копилке разные игры по речевому, познавательному и физическому развитию. (Твистер с использованием кубика, Домики для зверят (кубик я кручу, кручу домик для зверей найти хочу… На что похоже настроение, Кубик передавай ласковое слово называй., Что бывает желтым…как строительный материал)
Театральные маски удобны в применении, они мягкие и красочные. С помощью игры ребенок выбирает маску героя, кем бы он хотел стать, важно научить детей брать на себя роль, переживать поступки своего персонажа, испытывать эмоции. Маски подходят для самостоятельной игровой деятельности детей. Использование в работе масок – шапочек в постановке сказок, способствует расширению словарного запаса, формирует грамматический строй речи, развивает способность к построению развернутого высказывания, общению между детьми в игре, учатся управлять своими эмоциями перевоплощаться.
Конструктор «Логика» состоит из разноцветных вязаных полосок. С одной стороны петелька, с другой пуговица, соединяя между собой детали, дети создают различные конструкции самостоятельно или по образцу. Конструктор можно использовать в качестве счетного материала, также изучать алфавит, складывая из полосок разные буквы и слова. На занятиях по патриотическому воспитанию мы составляем флаг России, области, строим города. Эта игра способствует развитию не стандартного мышления, развитию речи и мелкой моторики рук.
Таким же образом я применяю и другие игровые пособия это мнушки, моталочки, рыбки, улитки, ёлочки. Эти игры учат различать цвета, тренируют моторику пальцев рук, развивают логику и воображение. Мнушки, улитки и рыбки я использую в качестве счетного материала.
Цветочная полянка яркая игра, круглая полянка с пуговицами на которые пристегиваются разноцветные цветочки, игра учит ориентировке в пространстве, также можно изучать цвета и счет до 10, развивать мелкую моторику.
Игра с липучками Веночек состоит из цветочков разного цвета и повязки с липучками. Игры с липучками, застежками и пуговицами это веселое и интересное развлечение для детей.
Таким образом созданные и используемые мной пособия по мягкой педагогике благотворно влияют на раскрытие умственного, речевого, творческого потенциала, а так же на развитие физических, познавательных, художественно - эстетических и социально - коммуникативных способностей. Они универсальны и подходят для детей всех возрастных групп, сочетаются между собой, дополняют друг друга и предоставляют большую палитру вариантов использования в образовательной деятельности. Развивающие игры и пособия мягкой педагогики удовлетворяют потребность детей в создании собственной игровой среды, трансформируемой и безопасной, в соответствии с основными принципами дошкольного образования. Родители моих воспитанников поддержали мою идею и охотно принимают активное участие, подарили нам маски-шапочки для театрализованных игр.
К новому году была организована выставка «Новогодние превращения ниточки». Родители изготовили вязаные украшения на елочку и сказочных героев.
Так же делюсь опытом с коллегами провожу мастер-классы, открытые занятия, выступаю на педагогических советах.
На этом мое выступление заканчивается, надеюсь на то, что вы убедитесь в значимости мягкой педагогики для всестороннего развития ребенка и будете использовать эту технологию в своей работе.
Спасибо за внимание.