Анна Иванова
Моя педагогическая находка «Аппликация из шерстяных ниток» (нетрадиционные техники работы в изобразительной деятельности)
▼ Скачать + Заказать документы
В свете введения ФГОС в систему образования, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления и самостоятельности. Наиболее эффективное средство формирования творческой личности - это продуктивная деятельность, которая рассматривается как специфическая творческая активность. В процессе которой у детей постепенно формируется система специальных навыков у детей.
Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Публикация «Моя педагогическая находка „Аппликация из шерстяных ниток“ (нетрадиционные техники работы в изобразительной деятельности)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Шерсть. Валяние, картины из шерсти
- Темочки
Данный вид деятельности способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. У детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление, воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие, аккуратность. В результате приложенных усилий ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество работы.
Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы и способов осуществления новых целей Ребенок, осваивая аппликацию учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде. Действия с предметами или материалами ребенок на практике познает некоторые их свойства - твердость, мягкость, объем, величину, вес и другие, приобретая знания о тех свойствах предметов, которые не могут быть познаны только визуально. Поэтому предпосылками для продуктивных видов деятельности выступают :
- потребность ребенка в самостоятельности и активности;
- подражание взрослому;
- формирование координации движений рук и глаз.
Постепенно в процессе освоения разных видов аппликации у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.
В технике аппликации дети могут изображать предметы окружающего мира (зверей, птиц, игрушки, сюжетные композиции и декоративные картинки (коврики, панно). Выбор замысла осуществляется через создание игровых ситуаций отгадывание загадок, приход сказочного персонажа. Я предложила детям яркие, объемные клубки ниток и разнообразные игры с ними. В процессе таких игр (катание, подбрасывание, у детей формировались понятия о цвете, количестве («много- мало», размере («большой, больше, самый большой», «маленький, поменьше, самый маленький»). Составление фигур из клубков (на паласе, на ковре) способствовало развитию у детей памяти, внимания, моторики, мышления, ассоциативных и конструкторских способностей. Вначале следовал показ воспитателя, затем совместная деятельность (дети подавали клубки и, пробовали самостоятельно конструировать). Мы с ребятами составляли такие фигуры как: «цветок», «звезда», «гусеница», «кружок», а в дальнейшем «глазки, ротик, носик». И для этого мне потребовались только клубки основных цветов, которые дети с удовольствием складывали в корзину, заслуживая при этом похвалу. Таким образом, в ходе игровой деятельности я постаралась развить у детей интерес к ниткам.
В своей работе я использую принцип перехода от простого к сложному. Отмечается, что творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное состояние каждого ребенка. Для того чтобы скорректировать негативное отношение к учебе, проявление тревожного состояния в школе в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком навыков ручной умелости. Поэтому такая работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством различных видов продуктивной деятельности на сегодняшний день является актуальной.
Попробовав один раз выполнить такую работу, меня заинтересовала идея вариативности использования ниток в различных видах продуктивной деятельности детей.
Поставив перед собой цель: развивать творческие способности детей дошкольного возраста посредством поделок из ниток, мною были определены задачи работы :
- познакомить детей с новым материалом для творчества -нитью и ее разновидностями, возможностях обычных материалов (нитки) находить неожиданные варианты их использования, учиться конструировать и моделировать;
- вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду;
- подготавливать руку ребенка к письму;
- развивать творческую самореализацию детей через рукоделие;
- способствовать развитию внимания;
- развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию;
- расширять, развивать умения детей работать с нитью;
- воспитывать трудолюбие, терпение.
В работе опираюсь на методы и приемы:
Словесный метод занимает центральное место в системе методов обу-чения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой. В процессе применения словесных методов педагог посредством слова объясняет воспитанникам материал, а воспитанники посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают.
Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогали детям во время занятия воспринимать конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий сопровождалось объяснением, что делало обучение более доходчивым, побуждало в детях творческую инициативу.
Иллюстрация применяется в целях создания в сознании обучающихся четкого образа изучаемого явления с помощью натуральных или искусственно созданных макетов, моделей, произведений ИЗО, фрагментов фильмов, применения ИКТ.
Показ – метод обучения, целью которого является создание в сознании обучающихся четкого зрительного образа.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются вместе со словесными.
Чаще в своей практике я применяю показ какого-либо наглядного материала, так как наглядность имеет большое значение для развития творческих способностей. Это способствует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше и внимательнее рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Также развиваются представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты. Учит определять названия цветов, и передавать их в аппликации, развивает восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности воспитанников. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков.
Организовывая работу, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированных на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность.
Моя работа ведется в тесном контакте с семьей. Для меня было важно привлечь родителей к организации данной деятельности в группе. В ходе взаимодействия были проведены различные беседы, рекомендации, консультации: «Творчество и фантазия», «Использование аппликации из шерстяных ниток как средство художественной выразительности детей», «Совместный труд взрослых и детей», «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет» и другие, информация в родительский уголок в виде папок-передвижек: «Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики», «Поможем детям творить», «Объемная аппликация».
В работе с детьми использую пальчиковые игры: «Веселые брызги», «Пальчики стучат», «Узнай предмет» для развития мелкой моторики.
Данный вид деятельности успешно интегрируется в различные образовательные области:
- познавательное развитие: расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах ниток; ФЭМП-формирование понятие о разных углах, величине, длине, форме, о количественном и порядковом счете, ориентировке на плоскости;
- речевое развитие: развитие активного и пассивного словаря, объяснительной и доказательной речи;
- художественно-эстетическое развитие: знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, развитие художественно-эстетического вкуса, использование навыков цветового восприятия, умение подбирать цвета и цветовые оттенки;
- социально-коммуникативное развитие: возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их друзьям и родным; участие в выставках, повышает социальную значимость ребенка, формирует правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом; занятия творчеством способствуют психологической разгрузке и повышению стрессоустойчивости, повышают самооценку.
Развивая творческие способности детей, стараюсь решать те задачи, которые направлены на формирование познавательного интереса и познавательных действий ребенка в продуктивных видах деятельности. В том числе и в деятельности с нитками разной фактуры; на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.