Светлана Грицаенко
Моя педагогическая концепция
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой занимательный материал как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
призваны изменить».
(А. М. Горький)
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Публикация «Моя педагогическая концепция» размещена в разделах
Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более значима она для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка – дошкольника Является изучение математики в детском саду. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. К тому же не все дети обладают математическим складом ума.
И родители, и педагоги должны знать, что математика – это мощный фактор психического развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.
Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума.
Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что математика в детском саду должна быть занимательной и весёлой. Максимального эффекта при изучении математики с дошкольниками можно добиться используя занимательные упражнения, дидактические игры, весёлые задачи, ребусы, развлечения. При этом роль не сложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей. А так же задач всестороннего развития и воспитания:
- активизация умственной деятельности;
- заинтересованность математическим материалом;
- расширение и углубление математических представлений;
- закрепление полученных знаний и умений;
- упражнение в применении их в других видах детской деятельности.
Самое главное, я считаю, необходимо привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия и повседневная деятельность детей должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес самых рассеянных дошкольников. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та, или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме я прививаю детям знания из области математики, учу их выполнять различные действия, развиваю память, логическое мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия.
Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим. В стремлении получать больше знаний по математике, использование их в самостоятельной деятельности.
Несомненно, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведёт к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Я согласна с мнением таких исследователей, как И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, что важно не только поставить перед ребёнком проблему, но и научить её решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности.
Основная цель использования занимательного материала – формирование новых представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления – эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, успех может быть обеспечен при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
Что же значит «играть в математику»? Разве можно играть в «самую грозную, точную» из всех наук?
Безусловно, я не исключаю традиционных методов А. Леушиной, но убеждена, что эффективность развития математических представлений у детей дошкольного возраста возможна только при сочетании известного с новым, а именно – занимательной математикой, развивающими логико-математическими играми и упражнениями.
Занимательные математические игры разделяются на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие память, мышление и творческие способности дошкольников. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.
Игры, направленные на развитие восприятия.
Эти игры формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому фону. Они должны знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция и объёмные фигуры им соответствующие). Уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребёнок может располагать 8-9 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке её убывания или возрастания, называть основные понятия величины по 3 измерениям (длина, ширина, высота).
Игры, направленные на развитие внимания.
В процессе проведения этих игр, у детей формируется умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте – это его устойчивость, переключение и распределение. В этом возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.
Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами.
Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
Игры, направленные на развитие памяти.
Эта группа игр занимательной математики развивает у детей память, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может поставить себе цель – запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. Все мы знаем, что цвета спектра лучше запоминаются по первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Таким маленьким секретам можно научить и детей.
Игры, направленные на развитие мышления.
Развития мышления дошкольника происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
Основная форма мышления дошкольников – наглядно-образное мышление – т. е., такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а так же видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.
К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е., формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Игры, помогающие подготовить ребёнка к школе.
Эти игры развивают у детей элементарные математические представления. В своей работе я исхожу из основных дидактических принципов в соответствии с основными возможностями детей: от более лёгкого к более трудному, от наблюдения к элементарным обобщениям. При этом учитываю, что воспитатель должен опираться на наблюдения и практический опыт детей, возрастные индивидуальные особенности, применять в своей работе систему разнообразных упражнений, дидактических игр, наглядных пособий, создавать проблемные ситуации, заставляющие ребёнка самостоятельно находить решения, подводящие его к открытию определённых закономерностей.
Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей у дошкольников.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки, физминутки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Например, предлагаю детям подсказать мне некоторые строчки или последнее слово в строке:
-Мы делили апельсин,
Много нас, а он (один).
К стихотворениям о геометрических фигурах, цветах, временах года предлагаю детям нарисовать иллюстрации.
Такие задания не только знакомят детей с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.
Все дидактические игры я разделила на группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры- путешествия во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
1. Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.
«СОСЧИТАЙ СЕБЯ»
- Называть части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, туловище и т. д.)
-Называть парные части тела (2 уха, 2 глаза, 2 руки, 2 ноги и т. д.)
- Показать те части тела, которых по 5 (пальцы рук и ног).
«ЗАЖГИ ЗВЁЗДЫ»
Игровой материал: тёмный лист бумаги, жёлтая краска, числовые карточки от 5 до 10.
Предлагаю детям зажечь столько «звёзд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке.
«ПОМОГИ БУРАТИНО»
Игровой материал: игрушка Буратино, монеты.
Надо помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас-Барабас.
2. Знакомство детей с днями недели.
Следует объяснить детям, что каждый день недели имеет своё название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначили их цветными кружочками с цифрами посередине. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Я рассказала детям, что в названии дней недели угадывается, какой этот день по счёту: понедельник-первый, вторник-второй и т. д. После беседы я предлагала детям игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Изготовила цветик - семицветик, разучила с детьми стихотворение для лучшего запоминания материала.
«ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ»
Вызываю 7 детей, раздаю им кружочки разного цвета, обозначающие дни недели, с цифрами в серединке. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
В начале каждого занятия проводила игровую минутку: прятала игрушку в игровой комнате, а дети её находили, опираясь на словесные указания. Это вызывало интерес детей и организовывало их на занятии.
«НАЙДИ ИГРУШКУ»
«Ночью, когда в группе никого не было» - говорю детям, - «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок вам игрушки. Карлсон большой шутник и проказник, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их найти». Распечатываю конверт и читаю: «Надо встать перед столом воспитателя и пройти 3 шага назад» и т. д. Затем задание можно усложнить, т. е. в письме будет не описание местонахождения игрушки, а схема.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:
«Найди похожую»,
«Расскажи про свой узор»,
«Мастерская ковров «Художник»,
«Путешествие по комнате».
4. Игры с геометрическими фигурами.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.
Например: «Положи сначала зелёный круг, справа от него – жёлтый треугольник, слева – жёлтый квадрат, наверху – красный треугольник, внизу – красный квадрат и т. д.» Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются?
Каких фигур меньше, а каких больше или их поровну?» Потом можно предложить детям поиграть с фигурами, составить их них различные фигуры, предметы.
В процессе таких игр дети знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счётом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе игр можно использовать ещё и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Играя с детьми в математические игры я заметила, что они стали хорошо справляться с заданиями, употреблять слова, обозначающие положение предметов на листе бумаги. Предлагала детям узнать в окружающих предметах ту или иную геометрическую фигуру. Использовала в своей работе дидактические игры: «Угадай, какой формы предмет?», «Подбери бабочку к цветку», «Подбери чашки к блюдцам», «Осенние листочки», «Собери чайник», «Укрась бабочку», «Почини одежду зайчонку».
Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» - дидактический материал преподаватели из Бельгии Х. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и заканчивая средней школой. «Цветные числа» - это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагончиков, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребёнок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия.
Таким же универсальным и весьма эффективным дидактическим материалом являются блоки З,Дьенеша (логические блоки)., венгерского психолога и математика.
Из занимательного математического материала в своей работе с дошкольниками использую самые простые его виды:
Геометрические конструкторы: «Таграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и др. игрушки-головоломки, состоящие из объёмных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определённым способом;
Логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
Задачи на нахождение признаков отличия или сходства фигур;
Задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребёнок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
Игры-лабиринты;
Упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку?»);
Занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
• Занимательные упражнения на восстановление целого из частей;
• Задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменение фигуры путём перекладывания указанного количества палочек);
• Загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
• Стихи, считалочки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
• Задачи в стихотворной форме, задачи-шутки.
Хочу отметить основные педагогические требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству:
1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, её развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома.
2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.
4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.
5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.
Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Наряду с дидактическими дети моей группы любят играть «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, больницу, магазин и т. д. Сюжетно-ролевые игры выстраиваю с учетом последовательности и усложнения программных задач. Каждая игра должна быть основана на практическом применении счетно-измерительных действий, освоенных детьми на занятиях по математике, что обеспечивает тесную взаимосвязь двух основных видов деятельности – занятий и последующей игры.
Сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка деятельность. В этих играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Стараюсь создать такие игровые ситуации, в которых выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин», он пересчитывает предметы-«покупки», измеряет ткань, ленточки и т. д. ; в игре «Транспорт» - закрепляются правила ПДД, цвета светофора, ориентировка на дороге, знание детьми геометрических фигур при ознакомлении со знаками дорожного движения.
Иначе говоря, в такой игре должен быть развернут сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных ранее математических знаний. Речь идет о сюжетно-дидактических играх: дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Используя игровой занимательный материал в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
В настоящее время, в эпоху компьютаризации, встречающаяся точка зрения, что «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей разных профессий. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Исходя из анализа своей работы, я пришла к выводу, что гипотеза о том, что роль занимательного математического материала в самостоятельной познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа будет носить целенаправленный и планомерный характер, если создать следующие педагогические условия:
• Систематически предоставлять детям возможность использовать свои знания на практике.
• Способствовать самореализации детей в различных видах игровой деятельности.
• Развивать познавательную деятельность детей, через нетрадиционный подход к использованию дидактических игр.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» (В. А. Сухомлинский)