Сизоненко Татьяна Михайловна
Эссе «Моя философия дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Шиловский детский сад»
ЭССЕ
Тема: «Моя философия дошкольного образования»
Выполнила:
Воспитатель: Сизоненко Татьяна Михайловна.
Шилово 2023г.
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
К. Д. Ушинский.
Публикация «Эссе „Моя философия дошкольного образования“» размещена в разделах
Меняются законы, стандарты, ставятся образовательные рамки, но главная цель педагога - обучить и воспитать - всегда остается единой. Важно обучить детей не только грамоте, письму и наукам, но также и передать им духовное наследие, приобщить к культурным традициям народа. Осуществить эту задачу и выстроить необходимую связь поколений возможно через приобщение к народному творчеству, фольклору.
Именно в русском фольклоре я нахожу все «педагогические изюминки». Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.
В своей педагогической деятельности я ставлю перед собой большую задачу – не просто представить устное народное творчество, но показать это же творчество в истории развития детского фольклора; показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.
Основой моей педагогической практики являются истоки, оставившие глубокие следы в душе, которые начали свое начало с детства.
С детства я слушала песни, рассказы своей бабушки, ходила с ней колядовать. Она рассказывала неизвестные фольклорные сказки, потешки, прибаутки, небылицы. Все это было окутано тайной прошлого и мудростью русского народа. Во время умывания бабушка причитала:
«Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
А после купания:
«С гуся вода,
С лебедя вода,
А с ребяток —
Вся худоба и хвороба!»
Каждое действие бабушки было подкреплено словесно. Я с легкостью запоминала песенки и прибаутки. Я очень рада, что не забыла своего детского счастья.
К. Д. Ушинский говорил о том, что «язык есть самая живая, самая прочная связь между прошлым и настоящим».
Однако фольклор сегодня почти не используются родителями в общении с детьми. Сегодняшние родители находятся в таких условиях, при которых им совершенно не хватает времени на детей. Этому способствует ряд причин социального, экономического и психологического характера.
Поэтому проблема приобщения к истокам народной культуры в наше время особенно актуальна. Очень важным в жизни ребенка является участие неравнодушного педагога. После мамы, воспитатель первый учитель, который встречается на жизненном пути ребёнка.
Начиная свой педагогический путь, я занялась самообразованием. Было прочитано большое количество литературы об истории возникновения фольклора, по крупицам собирала материал о традициях, обрядах, об истории народных костюмов, приобретала литературу. Всё это позволило сформировать мою жизненную позицию, которая заключается в возможности сохранения культурного наследия народа в раннем дошкольном детстве, как образно говорит наш народ : «С молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа».
Благодаря фольклору, мы по новому начинаем относиться к своему прошлому. Мы учимся вместе с детьми познавать обряды, традиции и старинные праздники. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора я постоянно предлагаю детям и нахожу в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Во время педагогического процесса стараюсь быть не над детьми, а рядом, практически растворяться в них. Именно в эти моменты я чувствую, как дети мне доверяют.
Дети ежедневно ждут от меня сказки, какого-то чуда, открытий. И я стараюсь наполнить каждый день увлекательной игрой, путешествиями в удивительный мир знаний, приключениями. В своей работе я использую потешки, прибаутки, небылицы, перевертыши, загадки, колыбельные, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, колядки.
Детям нравиться, когда я качаю в колыбельке куклу Машу и ласковым голосом начинаю приговаривать :
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку, не буди!
Во время привития культурно – гигиенических навыков использую потешки:
Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Или всеми любимая потешка: «Водичка, водичка».
Например: Потешки «Вот и люди спят», «Маленькие заиньки
Захотели баиньки», «Наши детки будут спать», использую при укладывании детей спать.
А когда дети просыпаются, тихим, ласковым голосом приговариваю потешку:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
А, причесывая девочек и заплетая косы, чтобы создать радостное настроение сопровождала этот процесс словами потешки :
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти коса, не путайся…
Дочка, маму слушайся!
Все это помогает запоминать и воспроизводить в дальнейшем эту веселую потешку, а затем использовать во время сюжетно-ролевой игры «Дочки – матери»
Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Совместно с детьми и родителями проводим круглогодичный цикл народных праздников: «День Матери», «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». «Пасха», «Троица», «Это русская сторонка – это Родина моя!», «Осенины» и т. д.
Долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Именно через фольклор я пытаюсь передать детям незыблемые ценности, накопленные нашими предками.
М. Горький говорил: «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать его прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение нашего настоящего».
Моя педагогическая философия очень проста. Надо быть положительным примером для своих воспитанников, развивать в них внутреннюю культуру, наполнить их духовный мир прекрасным.
Если ребенок родился и рос.
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.