Татьяна Акубекова
Конспект занятия по экспериментированию «Удивительные свойства воздуха»
МБДОУ «Детский сад №4»
Мой эксперимент
«Удивительные свойства воздуха»
Воспитатель: Акубекова Т. К.
г. Михайловск 2020г.
Цель: Способствую расширению знаний детей о свойствах воздуха : прозрачность, невидимость, легкость, сила. Развиваю способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.
Задачи:
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. (ОО «Познавательное развитие. Безопасность»)
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. (ОО «Познавательное развитие, Речевое развитие»)
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде. (ОО «Познавательное развитие, Социально-коммуникативное»)
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Вид деятельности:
Познавательная, игровая, коммуникативная, эксперимент.
Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры) :
- владеют устной речью,
- пытаются выражать свои мысли,
- проявляют инициативу и самостоятельность в общении, позновательно-исследовательской деятельности,
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;
познавательные – знание о свойствах воздуха, умение устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Предварительная работа: беседы о воздухе, его свойствах, и роли в жизни живых существ.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: целлофановые пакеты, емкости с водой, бутылки с крышками, воздушные шарики, блюдо с фруктами и овощами (яблоко, лимон, лук, резиновые игрушки, коктельные трубочки, листы бумаги, акварельные краски.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)
В: Я предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные) – ответы детей.
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух) – ответы детей.
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) – ответ детей. Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) – ответ детей. А без воздуха? (не больше 5 минут) – ответ детей.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. – ответ детей.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап) :
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы, (дети садятся)
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать, ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны, (дети пробуют рисовать).
3. Заключительная (рефлексивный этап)
Ребята, сегодня мы были учеными и работали в лаборатории, провели множество опытов. Вам понравилось? (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
В: Ребята когда вы придете домой расскажите родителям, своим друзьям, какие опыты проводили и что нового узнали о воздухе. Попробуйте дома вместе с родителями провести такие опыты.
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.