Дарья Назарова
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Наш дом — южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш дом южный Урал.
Итоговое. Подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей:
«Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: учить рассказывать о своем крае, его истории.
Развивать умственную активность детей с помощью проблемных вопросов. Воспитывать глубокое уважение к своей родине.
Публикация «Конспект итогового занятия в подготовительной группе „Наш дом — южный Урал“» размещена в разделах
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, проявляет интерес к информации, которую получает во время общения.
Материал: ноутбук, экран, проектор, презентация, образцы полезных ископаемых, карта России, иллюстрации к сказам Бажова.
Содержание организационной деятельности
Организационный момент:
Звучит музыка. Дети входят в зал.
- Ребята, о чем в песне поется?
- Правильно, ребята, мы с вами слышали песню о городе Магнитогорске. А чем для нас является город Магнитогорск?
Дети: Родиной.
- Верно, ребята, мы знаем о Родине, о стране, в которой живем, а есть такое понятие «малая Родина».
- А где мы живем? Как называется наш край?
Дети: Южный Урал.
- Есть замечательное стихотворение нашего современника Владимира Степанова
«Что мы Родиной зовем», (читает ребенок, (слайд).
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
- О чем, ребята, говорится в стихотворении?
Дети: О Родине.
- Как вы понимаете, что такое Родина?
Дети: Это место, где мы родились, наша улица, наш детский сад, наш город. (слайд).
Есть, возможно, уголок красивый,
Есть богаче, шире есть края
Только мне из всей моей России
Ближе всех уральская земля.
Обойди хоть сто дорог, обогни планету,
Невелик наш городок, а дороже нету!».
- Я предлагаю совершить путешествие по нашему Уральскому краю.
Ребенок читает стихотворение Татьяничевой (слайд) :
Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые,
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
-Что означает слово Урал? Вспомните башкирскую сказку о великане: «Носил пояс с большими карманами. В этих карманах он прятал свои богатства – красивые необычные камни. Пояс был огромный. Однажды великан расстегнул его и лег пояс через всю Россию от северных до южных морей. Так образовались Уральские горы».
-У каждой горы есть свое название. А какие горы знаете вы?
Дети: Сугомак, Егоза, Вишневые, Шихан, Магнитная.
Там, где есть горы, есть и горные богатства – полезные ископаемые. Какие?
Стихотворение читает ребенок.
«Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит.
И горячий – самый лучший
Уголек – антрацит.
Кто у нас побывал.
Кто наш край повидал
Не забудет,
Не забудет.
Голубой наш Урал».
-Ребята, полезные ископаемые добывают, а для чего? Пусть лежат себе в земле!
Дети: украшение, сталь, железо, строительный материал: песок, глина, мел.
-Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор алюминия, соли, железа и угля. (В это время воспитатель надевает маски на детей). Я предлагаю вам присесть на зеленую полянку и послушать, о чем они говорят.
“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.
«– Я – соль Земли», – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.
«– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать», – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
(Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”).
- Вы уже ребята догадались, что полезные ископаемые спорили между собой. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
Высказывания детей.
-Отправляемся дальше в путь.
-Почему поэтесса назвала «свой синий Урал»? Как вы думаете?
Ответы детей: на Урале много озер.
-Какие озера вы знаете? (слайд)
Ответы детей: Иртяш, Нанога, Башакуль, Кажалуль, Сугомак, Акуля, Соленое, Банное.
-Какое озеро называют «жемчужиной» Урала?
Дети: Увильды.
-Какая рыба водится у нас в озерах (слайд)
Дети: чебак, щука, окунь, лещ, линь, ерш, карась.
-Как вы думаете, а почему у нас не живут киты, акулы?
Дети: озера наши замерзают зимой, нет питания.
Физ. Минутка.
(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)
По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
Мы ребята – мастера.
-Вспомните: «Как девочки, сосны босые…» Урал – лесной край. Какие растут деревья в наших лесах? (слайд)
Дети: береза, сосна, ель, пихта, лиственница, осина.
-Какие животные водятся в наших лесах?
Слайд: рысь, лось, медведь, заяц, обезьяна, белый медведь, тигр, лиса, волк.
-Уберите лишнее и обоснуйте ответ.
Выполняет задание ребенок.
-А сейчас мы побываем в гостях у Даренки и Муренки, Данилы – мастера, Огневушки-Поскакушки, Хозяйки медной горы. Чьи это сказы?
Дети: сказы Бажова.
-В своих сказах тепло, с любовью отзывался об умельцах, мастерах своего дела. А вы, дети, что знаете о них? Каслинское литье, Златоустовские оружейники.
-Касли, Златоуст – это что? Какие города еще знаете? Чем же они славятся?
Дети: Челябинск – ж/д вокзал, заводы, где делают трактора, фабрики конфет.
Подвести к карте, предложить показать Уральские горы, Россию.
- Молодцы, ребята, как вы много знаете о родном крае. Наш край славится полезными ископаемыми, самоцветными камнями, красивой природой и удивительными людьми. Живем мы с вами на Урале, недалеко от Уральских гор, которые так богаты самоцветами. А Уральские горы находятся в Челябинской области. А Челябинская область находится в какой стране?
Дети: В России.
- Россия – это наша большая Родина. Давайте послушаем стихотворение, посвященное нашей большой Родине. (слайд)
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
- Ребята, мы с вами столько гуляли, что даже не заметили, на какой красивой поляне находимся. Посмотрите сколько красивых цветов. Я предлагаю закончить наше путешествие под красивую музыку. (слайд)