Елена Попова
Применение интерактивных технологий в коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста «Весь мир на планшете»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение интерактивных технологий в коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста
«Весь мир на планшете»
На сегодняшний день важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей активную деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку наиболее полно реализовать себя.
Публикация «Применение интерактивных технологий в коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста „Весь мир на планшете“» размещена в разделах
___
Повышению интеллектуальной активности ребёнка способствуют технологии интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений. В рамках интерактивного взаимодействия предполагается активное общение ребёнка не только со взрослым, но и с группой сверстников. Формирование данных позиций включает: формулирование проблемы и постановку задачи перед детьми, групповое её решение, поиск способов решения задачи, проигрывание ситуаций, обобщение мнений.
___
В своей практике мы используем разнообразные технологии и методы интерактивного взаимодействия с детьми :
- мнемотехника,
- моделирование,
- ТРИЗ Сидорчук Т. А.,
- картографические схемы по методике В. К. Воробьёвой,
- предметно-схематические модели по методике Т. А. Ткаченко,
- технологии коллажа по методике Т. В. Большевой,
- кинезиологические технологии А. Л. Сиротюк
- биоэнергопластика Т. В. Буденной
- психогимнастика М. А. Чистяковой,
- использование речевых упражнений на физкультурных занятиях,
- артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях,
- ритмическая гимнастика на музыкальных занятиях, психогимнастика Е. А. Алябьевой
---
В данном случае интерактивный характер приобретает и предметно - пространственная среда, которая должна отвечать определенным принципам:
• принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
• принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
• принцип системности представлен сомаштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.
• она должна быть рационально – логичной и удобной для детей.
---
Всем известно - основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в образовательной деятельности. Игра имеет огромное значение для общего развития ребенка.
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – эта игра»
А. С. Макаренко
---
Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми идеями использования на практике игровой технологии - "Игровой планшет"
Как вы думаете можно ли уместить весь мир детской деятельности, хотя
бы основных, на одном планшете?
"Игровой планшет" – это универсальное, многофункциональное (тематически многозначное, учебно-игровое пособие, незаменимое в коррекционной работе по преодолению у детей нарушений речи и является полифункциональным привлекательным игровым пространством.
Пособие в виде именно такого планшета, позволяет решать широкий круг образовательных задач
Игры с планшетом способствуют развитию воображения, восприятия, мелкой пальцевой моторики рук, совершенствуют психические процессы, обогащают словарный запас детей, развивают связную речь ребенка. Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений – все это, затрудняет полноправное участие детей в совместных играх. Именно поэтому необходимо вовлекать детей в активные формы взаимодействия. Одним из способов являются в игры с планшетами и макетами.
Дети полюбили эту игру за оригинальность, мобильность в работе, простоту. Они с удовольствием с интересом играют в предлагаемые в ней игры, изображают сюжеты при помощи различных фигурок, оживляют их.
Вопросу организации РППС в соответствии с ФГОС и использования игровых планшетов много внимания уделяет С,Г. Доронов. В своих работах представляет концепцию проектирования ППС с использованием планшетов, здесь представлены материалы по созданию игровых планшетов для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. В данные методические рекомендации включено выборочное аннотированное описание игровых планшетов развивающего, развлекающего и коррекционного характера, предназначенных для детей дошкольного возраста.
---
Целью использования игровых планшетов является речевое развитие ребенка, посредством использования игрового пространства (игровых планшетов).
В процессе использования планшетов развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается фонематический слух, физиологическое и речевое дыхание, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, активного использования родовых, видовых понятий, нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию.
---
Решение этих задач возможно, если игровой планшет будет отвечать следующим требованиям.
Наличие игрового планшета
Планшет – подвижная конструкция, позволяющая ребенку самостоятельно создавать своё игровое пространство – «островок игры».
Он должен легко переноситься с места на место, служить длительное время, в любой момент быть доступным.
Планшет можно изготовить из различных материалов (тонкой фанеры, плотного картона). При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
Наличие персонажей
Действующие лица в игре (фигурки людей, животных, сказочные герои, транспорт и т. д.)
Наличие аксессуаров
Необходимый мелкий материал для игрового планшета (например для морской тематики – ракушки, камешки; для лесной тематики – деревья, цветы ит. д.)
Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых контейнерах и доступном для детей месте, чтобы дети могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом игры. У нас имеется «Шкатулка разных разностей»
---
Работа по создания игровых планшетов проходила в несколько этапов.
Первый этап (Предварительная работа)
• Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, прогулки, экскурсии)
• Подготовка и сбор материала для создания игрового планшета
Второй этап (Изготовление основного игрового планшета, наполнение его предметным материалом)
Родители становятся участниками образовательного процесса, принимая активное участие в проектах.
Третий этап (Развитие и активизация игры на игровом планшете)
Игровое пространство дополнено новым материалом (используем предметы заместители, вместе с детьми придумываем рассказы, сказки, которые служат игровыми сюжетами (например, сочиняем сказку, как Муравьишка путешествовал или как Слоненок искал друга, как Лунтик летал в космос).
Иногда дети вводят в игру новые эпизоды, которых не было в сказке.
По мере угасания интереса, усложнения или для развития игры можно заменить персонажей, дополнить игру предметами – заместителями.
Игровой планшет может стать смысловым центром и итоговым результатам воспитательно-образовательной работы по теме недели, таким образом позволяет решать задачи по всем образовательным областям.
---
У нас созданы планшеты по разной тематике :
«Наша улица»
«Едем за город»
---
-«Космос»
«Водоем»
«Луг»
---
Макеты «Животные Севера», «Пресмыкающиеся», «Насекомые», «Животные саванны», «Домашние животные»,
---
«Обитатели морей и океанов», «Парк Юрского периода», «Байкал - жемчужина Сибири»
---
Работа по созданию игровых планшетов ведется совместно с родителями.
На родительском собрании мы провели консультации «Макетирование – занятие интересное и полезное», «Как изготовить игровое поле в домашних условиях» как планшет является результатом работы, родители являются активными участниками тематических проектов, они активно помогают в подборе материалов и созданию планшетов. Так по итогам недели по правилам дорожного движения мы организовали конкурс на лучшее игровое поле.
---
Создание игровых планшетов – увлекательное занятие, которое помогает детям больше узнать о природе, космосе, о родном крае, развивать связную речь, формировать социально- коммуникативные способности, а педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики : «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
---
Это дает возможность синхронизировать процесс обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими.
Игры с планшетами и макетами одно из любимых занятий наших воспитанников, которое объединяет вокруг себя семью, ребенка и детский сад.
---
С играми обучение познавательно, интересно, увлекательно и продуктивно!