Анастасия Кучужина
Конспект занятия «Мои права в сказках» в подготовительной группе
▼ Скачать
«МОИ ПРАВА В СКАЗКАХ»
Цели занятия :
Публикация «Конспект занятия „Мои права в сказках“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Закрепить знания детей о правах ребенка с помощью сказочных персонажей. Обобщить и закрепить знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений.
Образовательные задачи:
Учить узнавать русские народные сказки;
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.
Развивающие задачи:
Развивать память, внимание, логику.
Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение.
Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм. Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
Воспитательные задачи:
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость.
Методическое обеспечение: Цветок, на лепестках которого написаны права. Костюмы героям сценок. Мяч для игры «Где и с кем вы живете?».
Методы и приё мы: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Заучивание текста персонажей сказки. Знакомства детей с их правами.
Беседа, литературное слово, драматизация, практический.
ь:
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент
Цель: Беседа о сезонных явлениях природы, литературное слово-стихотворение, сюрпризный момент - появление цветка.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественный текс;
2. Задачи:
•. Образовательные:
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе,
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;
•. Развивающие:
- развивать у детей интерес к окружающему;
, развивать творческое воображение детей, внимание, наблюдательность.
• . Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения: уважение к окружающим (слушать сверстников и взрослых не перебивая, быть внимательными друг к другу).
Воспитатель с детьми входит в зал под музыку из мультфильма «Кот Леопольд и мыши».
Соц. педагог: Ребята к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
(Дети здороваются)
Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся страна.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: – Улетим! -
и ныряют в лужу.
(Далее Соц. педагог: обращает внимание детей на осеннее убранство зала, проводится беседа: осенние приметы, дети прослушивают запись дождя, крик улетающих птиц).
2 Подготовка к освоению программного материала.
На полянке дети замечают необычный цветок.
Цели:
• Закрепить знания детей о правах ребенка с помощью сказочных персонажей. Обобщить и закрепить знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок. Активизировать речевую деятельность детей.
Задачи:
• Образовательные:
Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.
• Развивающие:
Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение. Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
• Воспитательные:
Формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость.
Используется: Литературное слово, театрализованная деятельность, беседа на выявления нарушений прав окружающих в сказках.
Соц. педагог: Ребята, цветок этот необычный, волшебный. Какой он яркий и красивый. А на его лепестках что-то написано. Давайте присядем на свои места, а я прочту, что же на них написано.
Дети садятся.
Соц. педагог: читает: «Наши права, Сказка Маша и медведь».
(Выходят дети в костюмах из-за ширмы. Дети этой же группы.)
Соц. педагог: Я, кажется, догадываюсь, о чем идет речь и сказку эту мы тоже знаем, а наши ребята сейчас нам ее напомнят.
( Под музыку выходит ребенок: Однажды Маша пошла в лес по грибы и по ягоды,
да так случилась, что заблудилась она. Долго бродила Маша по лесу пока не увидела избушку. В избушке жил медведь.
Не прогнал он ее, не выгнал в лес темной ночью.
(Из-за ширмы выходит медведь)
Маша: Да только Миша не отпускает меня домой.
Соц. педагог: Миша, почему не отпускаешь Машу домой?
Медведь: Что случилось? Что случилось? Надоело мне самому кашу варить, да в избушке убирать. Вот и все.
Маша: Он хочет, чтобы я у него в лесу жила и в избушке убирала. А если я убегу он меня поймает и съест.
Соц. педагог: Ребята давайте разберемся и поможем героям сказки узнать кто прав, а кто нет?
(Дети пытаются разобраться в данной ситуации, высказывают свое мнение. Приходят к выводу, что никто не должен содержаться в неволе и разлучаться со своими родителями.)
Медведь: Хорошо отпущу ее к бабушке и к дедушке, помогу ей вернуться домой к своей семье.
(Медведь провожает Машу и дети садятся на свои места).
Соц. педагог: отрывает еще один лепесток и
читает: «Наши права. С кем вы живете?»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Развитие ловкости, внимания, памяти.
Задачи: воспитывать умение действовать сообща. Воспитывать чувство солидарности. Умение действовать по сигналу воспитателя.
Соц. педагог: предлагает встать в круг и поиграть с мячом. На момент остановки музыки, передавая мяч по кругу, ребенок должен назвать город, в котором он живет, адрес и с кем проживает.)
По окончании игры дети садятся на свои места.
Соц. педагог: отрывает еще один лепесток и
читает: «Наши права. Сказка Коза Дереза».
Соц. педагог: Сейчас ребята мы увидим отрывок из сказки «Коза дереза», не нарушаются ли там права?
(Дети показывают кукольный театр с момента, когда козу пытается выгнать собака и т. д. Никому не удается ее выгнать. Заходят дети с параллельной группы и показывают сценку)
3. Ознакомление с новым материаом.
Цель: Познакомить детей с новым правом-право на жилье
Задачи: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.
Подходит к ширме, к зайчику, ребенок и спрашивает:
- От чего ты заинька плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать. Была у меня избушка светлая, теплая, уютная. А пока в лесу бегал, забралась в нее коза-дереза и не выходит.
Ребенок: Не волнуйся, заинька, мы с ребятами тебе поможем.
Заяц: Нет, не поможете, медведь гнал, не выгнал, собаки гнали, не выгнали.
Коза: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Заяц: Вот видите опять угрожает, а вот это мой дом, моя собственность.
Коза: А ты себе другую собственность поищи, у меня рожки есть, значит, я права.
Ребенок: Подожди коза успокойся. Сейчас разберемся кто прав.
Вос: Ребята я хочу вас познакомить с новым правом-право на жилье.
Каждый имеет право на свой дом.
Теперь ты поняла, коза, что ты не имеешь право выгонять зайчика из дома.
Коза: Ну, хорошо, я больше не буду. Только куда мне теперь идти?
Вос: А ты возвращайся к бабушке и дедушке, извинись и не обманывай их больше, ведь они тебя любят.
Коза: Я так и сделаю. До свидания.
Вос: Ну вот мы и помогли зайчику решить эту проблему. Ребята посмотрите (дети встают) у нашего цветочка остался один лепесток. Подходят.
Соц. педагог: отрывает следующий лепесток и читает:
Назовите, пожалуйста, пословицы и поговорки о семье и доме.
Цель: пополнять активный словарный запас учащихся пословицами; уточнять значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Развивать память.
• Где мир и лад, там и клад.
• Без семьи нет счастья.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Сердце матери лучше солнца греет.
• Всякий дом хозяином держится.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
Цель: Обобщить услышанное и увиденное детьми: с помощью вопросов еще раз повторить права : что никто не должен содержаться в неволе и разлучаться со своими родителями, все имеют право на семью, на дом. Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
4. Подведение итогов организованного вида деятельности.
Цель: Закрепить с детьми пройденный материал, активизировать речь дете,умение делать вывыо.
Задачи: Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
Соц. педагог: Посмотрите ребята, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Какие права мы с вами сегодня закрепили и познакомились? ( ответы детей : все имеют право на семью, на дом, право на свободную жизнь.). Каждый из вас теперь знает их, никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Соц. педагог: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Дети прощаются и уходят в группу.