Олеся Горюнова
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» (В. Ключевский)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
Публикация «Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Организуя работу по нравственно-патриотическому воспитанию воспитанников своей группы, я наметила следующие приоритеты:
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. В оформлении интерьера групповой комнаты использую народные предметы быта, элементы народной декоративной росписи, рукоделие. Наполнение предметно-пространственной развивающей среды группы служит развитию нравственных качеств и патриотических чувств у детей. Она оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. В группе имеется уголок с государственной символикой, с портретом президента РФ, символикой Ставропольского края и города Новопавловска, накоплен материал по ознакомлению дошкольников с нашим городом, с его достопримечательностями, памятниками защитникам Отечества в городе, крае, стране.
Во-вторых, широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре отвожу знакомству с геральдикой и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
В-четвёртых, знакомлю детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме – основная задача. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Поэтому знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, стараюсь возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной.
Для этого мною родителям были подготовлены консультации «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств», «Роль сказки в патриотическом воспитании». В группе организованно активное участие родителей в выставках совместных с детьми работ : «Осенние фантазии», «Новогодние и рождественские подарки своими руками», «Нам этот мир завещано беречь», «Георгиевская лента на моём семейном древе», фотовыставки: «Мой прадедушка — герой». «Мой папа - солдат».
Большую роль отвожу использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Совместно с музыкальным руководителем проводим с детьми и родителями такие праздники как: «День Матери», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День семьи» и др. которые вызывают эмоциональный отклик у детей и их родителей.
Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Предлагаю родителям совместные походы с детьми, во время которых малыши не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
Чтобы объяснить ребенку что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Экскурсии в нашей группе любят взрослые и дети, родители оказывают нам непосредственную помощь в сопровождении к их местам. Мы посещаем достопримечательные места нашего города, организовываем совместные мероприятия с «Новопавловской центральной городской библиотекой», знакомимся с особенностями работы «Дома детского творчества», посещаем выставки «Новопавловского историко- краеведческого музея», возлагаем цветы к памятнику погибших солдат и т. д.
В познавательно- исследовательской деятельности широко применяю метод проектирования. Овладев методикой организации проектной деятельности, активно включаю детей и их родителей в работу по созданию и реализации проектов. В 2015-2016 учебном году с параллельной по возрасту группой «Буратино» (воспитатель Заматаева Е. А.) проведена работа по межгрупповому долгосрочному проекту «Семья», цель которого формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Проект был рассчитан на детей, воспитателя, родителей. По проекту были организованны выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада. Также мною были разработаны и краткосрочные проекты: «Генеологическое древо моей семьи» на заключительном этапе которого была организована выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеологические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. В проекте «День Победы», в ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Всё вышеизложенное создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств и делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.
Я верю, что посеянные мною семена нравственности и патриотизма в душах моих воспитанников, прорастут и хрупкие ростки вырастут и будут иметь крепкие корни.