Папки-передвижки

Педагогический опыт «Формирование у детей элементов экологического сознания»

Юлия Полякова
Педагогический опыт «Формирование у детей элементов экологического сознания»
▼ Скачать + Заказать документы

1.3. Цель и задачи:

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

Публикация «Педагогический опыт „Формирование у детей элементов экологического сознания“» размещена в разделах

осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

1.4. Научность.

Проблема экологического образования дошкольников - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Л. С. Игнаткина, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, А. М. Федотова, И. А. Хайдурова и др.). Анализ специальных экологических программ для дошкольных учреждений: «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом:- природа» Н. А. Рыжовой, «Мы земляне» Н. Н. Вересова позволил выявить их направленность на формирование основ знаний факторной и системной экологии.

Экологическая культура – это сложное, разноуровневое, многокомпонентное образование, важнейшим элементом которого являются представления. Учитывая, что дошкольники познают мир посредством чувственных форм познания (ощущения, восприятия, представления, остановимся на некоторых особенностях детских представлений.

Большое значение для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе имеют наблюдения.

В течение всей жизни К. Д. Ушинский неоднократно повторял, что наглядность при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Одним из приемов развития связанной речи детей является наблюдение окружающего мира. Основной принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

Экологические представления являются одним из важных компонентов экологической культуры ребенка-дошкольника.

Анализ философской, психологической, специальной литературы позволяет рассматривать экологические представления как сложное, личностное образование, включающее в себя совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: смыслообразующего, когнитивного, операционально-деятельностного и эмотивного.

Смыслообразующий компонент социально-экологических представлений отражает личностно-смысловой аспект психических образов, а также рассматривается как механизм и предпосылка их формирования. Данный компонент характеризует, во-первых, осознание и осмысление представлений через отношение ребенка к окружающей среде, во-вторых, осознание дошкольником собственных качеств, действий, а также понимание мотивов своих и чужих поступков, умений предвидеть и анализировать результаты собственных действий и действий других людей.

Когнитивный компонент социально-экологических представлений, во-первых, представлен результатами процессов познания, в которых возникают образы социальной и природной действительности, происходит понимание особенностей и непреходящей самоценности всего живого и неживого в окружающем мире, во-вторых, характеризует уровень развития познавательной активности, проявляющейся в стремлении получать, искать и

перерабатывать информацию о явлениях и объектах природной и социальной действительности.

Операционально-деятельностный компонент социально-экологических представлений характеризует способность ребенка оперировать представлениями как в процессе умственной, так и в процессе практической деятельности; определяет развитие умения оперировать представлениями (воображать, воспроизводить, создавать, репродуктивные образы в различных ситуациях). Это требует от ребенка навыка владения определенными средствами и способами умственной деятельности. Основным средством оперирования представлениями с точки зрения Н. Н. Подьякова являются «операторные эталоны» (обобщенные средства мыслительного преобразования представлений).

Важным в структуре экологических представлений является эмотивный компонент, характеризующийся эмоциональными устремлениями по отношению к природе, себе, другим людям. Эти устремления выражаются эмоциональной эмпатией, «вчуствованием», сорадостью, сочувствием, сопереживанием, в которых отражается отношение ребенка к тому, что он делает, узнает, понимает, чувствует.

1.5. Ведущая педагогическая идея.

Моя педагогическая идея - это воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели мною определены следующие задачи:

- развивать интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности дошкольника, как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через информационные стенды, участие в мероприятиях экологической направленности.

Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с природой - это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой.

Считаю, что природа научит ребёнка видеть прекрасное, зародит стремление самому внести свой вклад в преобразование природы. Таким образом, природа поможет ребёнку развиваться всесторонне.

1.6. Нормативно – правовое и методическое обеспечение опыта.

Конституция Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Николаева С. Н. Юный эколог // В кн. : Юный эколог : Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998. 9.

Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы 2-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

II. Теоретическая основа опыта.

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

Так большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы.

Это программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 4-5 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.

Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две программы, тем самым одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель является носителем экологической культуры).

Неоценимую помощь в работе оказали следующие пособия: Н. В. Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом», В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л. Г. Киреевой, С. Б. Бекрежнова «Формирование экологической культуры дошкольников», Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников», Л. М. Потаповой «Детям о природе», В. А. Шишкина и М. М. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

III. Принципы организации работы.

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

3. Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

4. Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

5. Принцип дифференциации и интеграции:

единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

6. Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

7. Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности.

IV. Этапы работы.

Опыт проводится 3 этапами:

1 этап:

• Изучение программ нового поколения,

• Изучение научно – педагогической и методической литературы,

• Изучение передовых опытов работы детских садов края,

• Поиск новых форм и методов проведения занятия,

• Результативность на начальном этапе обучения.

2 этап:

• Составления перспективного плана работы с детьми, родителями, педагогами

• Организация практической деятельности с детьми через реализацию программы «Юный эколог» С. Николаевой.

• Создание предметно – развивающей среды,

• Изготовление костюмов, атрибутов и пособий к занятиям,

• Продолжение обогащения и накопления методического материала,

• Совершенствование методических приемов в работе с детьми,

• Разработка дополнительных тем занятий,

• Обновление форм работы с родителями.

3 этап:

• Систематизация накопленного и разработанного материала,

• Итоговая результативность по результатам работы,

• Обобщение материала опыта, составление творческого отчета.

V. Организация предметно – пространственной среды.

Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.

Решая эту задачу, в группе организовала образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую и эстетическую зоны.

Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.

Развивающая — содержит настольно-печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.

Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.

Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать.

В группе оформлен живой уголок, который содержит растения и животные.

В уголке книги знакомлю детей с художественной литературой о природе, России, Москве и родном селу.

В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в самостоятельной работе.

Быстрый рост городов и соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Приобщая детей к природе, провожу с ними наблюдения на территории детского сада и в группе. Дети любят наблюдать за восходом и закатом солнца. Мы вспоминаем народную примету: «Красный закат — к хорошей погоде». В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Направляя внимание детей на рост и развитие растений и животных, ухаживая за ними, формирую у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства. В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.

VI. Формы и методы работы с детьми.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

- наблюдения за природой;

- поисковая деятельность детей;

- метод моделирования;

- метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность);

-экологические беседы;

- проведение дидактических игр;

- проектный метод;

- беседы, вопросы, разъяснения;

- опыты;

- чтение художественной литературы;

- использование загадок, пословиц, поговорок и т. д.

Формы образовательной работы с детьми:

- организованная НОД;

- совместная деятельность;

- праздники и развлечения;

-наблюдения в природе;

- экскурсии;

- организация конкурсов и поделок из природного и бросового материалов;

- просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формировать у дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы.

VII. Формы работы с родителями.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества :

-Анкетирование, проведение опросов

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон,

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат, совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек

Вывод: Исследование знаний, умений и навыков детей по разделу «экологическое воспитание» проводилось в начале учебного года с детьми средней группы в составе 13 человек. На начало учебного года уровень составил 80%.Педагогическое наблюдение выявило значительные улучшения показателей уровня знаний детей по экологическому воспитанию. Результаты наблюдения по экологическому воспитанию, позволили сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста, посредством дидактических игр, способствуют повышению уровня экологической культуры, развитию у детей нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе. Из этого следует, что внедрение в педагогическую практику рекомендаций, вытекающих из опыта, должно привести к более эффективному формированию экологических знаний и навыков экологической культуры детей. Исходя из вышесказанного, можно дать следующие рекомендации педагогам и родителям.

Рекомендации:

Включать в образовательные ситуации и в самостоятельную деятельность детей дидактические игры по экологии.

Организовывать предметно-развивающую среду в групповом ' пространстве.

Расширять запас знаний об окружающем мире.

В игровой деятельности использовать различные настольно-печатные игры.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Желание радовать детей рождает идеи! Педагогический опытЖелание радовать детей рождает идеи! Педагогический опыт Желание радовать детей рождает идеи. (Педагогический опыт) Педагогический опыт: Использование творческих работ воспитанников при создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Формирование у детей элементов экологического сознания»
Опубликовано: 27 марта 2020 в 11:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Формирование у детей элементов экологического сознания»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД