Надежда Беликова
Мои мысли «Учить творчеству совсем непросто»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2016 году наш детский сад работает над темой «Эстетическое воспитание в ДОУ». Тема эта особо остро встала в последние 2 года, после проведения оптимизации в ДОУ. Сократили специалиста по изодеятельности.
Во-первых, по моему мнению, выбирает специальность учителя ИЗО человек, имеющий дар рисования, а следовательно он может дать детям больше, чем воспитатель.
Во-вторых, возрастает намного нагрузка на воспитателя. Поясню в чем. Отсутствие класса по изодеятельности обязывает воспитателя делать перестановку в группе буквально перед каждым занятием, выделять большое пространство для хранения принадлежностей. У нас в подготовительной группе 29 детей (площадь группы 58 квадратов, на каждого ребенка 2 квадрата. Все в норме). Теперь из этих метров надо выделить место для хранения 30 альбомов (29 детских + воспитателя, столько же для аппликации, 30 коробок гуаши (минимум 12 цветов, 30 коробок акварели, карандашей, стаканчиков для воды, клея, картона, бумаги и т. д, и т. д. Целый шкаф.
Публикация «Мои мысли „Учить творчеству совсем непросто“» размещена в разделах
В-третьих подготовка для полноценного занятия требует от педагога больших временных затрат.
Не знаю, как кто, а я пересматриваю массу материала. Спасибо интернету, коллегам, которые делятся опытом и нашему бывшему учителю изодеятельности (опыт прошлых лет). Используя в своей работе сайт «Родная тропинка» нашла уроки для начинающих художников, пошаговые инструкции. Очень полезная информация. Там же узнала о курсе конференции «Живопись: рисовать может каждый». Участие дало очень многое, ночи пролетали незаметно. Дал же Бог людям талант, и как щедро они им делятся.
После этого не только хочется творить, но пропадает чувство страха, что не получится. И пробуешь, делаешь несколько раз, чтобы понять где могут быть затруднения, как их преодолеть, как объяснить и показать так, чтобы помочь детям побороть именно страх неудачи, дать возможность почувствовать свободу, уверенность в себе. В этом направлении здорово использовать нетрадиционные виды рисования, они захватывают ребятишек своей новизной, необычностью материалов и техник. Самой высокой оценкой считаю высказывания детей: «Вот это фокус, вы настоящая волшебница» или «Надежда Михайловна, вы настоящий художник, как Людмила Михайловна (руководитель студии «Волшебная кисточка»). И с удовольствием начинают творить. Когда занятие кончается, слышу: «Ну вот, а я ещё хотел. Ладно, дома сам нарисую» или «А можно после прогулки ещё порисовать также». МОЖНО и НУЖНО!
Как говорит педагог – новатор В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Важно для полноценного развития творческих способностей детей учить их не только творить, но и уметь видеть и оценивать произведение. Здесь большим подспорьем явились материалы, полученные во время курсов переподготовки. Схемы анализа по всем видам изодеятельности по всем возрастам, список литературы необходимый в работе и подобранный в соответствии с ФГОС. Спасибо.
Используя эти материалы, вижу, как постепенно меняется взгляд детей на работы друзей и свои, как меняется поведение во время посещения выставок и экспозиций. Если раньше в оценке дети использовали лишь односложные предложения: «Хорошо», «Красиво», «Нравится», то сейчас это уже маленькие рассказы о сюжете картины, её жанре, использованных приемах, вызываемых эмоциях и настроении. И пусть предложения ещё не совершенны, но в них видна мыслительная деятельность.
Я коснулась только рисования, не остаются без внимания и другие виты детского творчества : аппликация, лепка, конструирование, которые также прерогатива воспитателя.
Большое счастье, что в садах остались ещё музыкальные руководители, а в городе есть студии и кружки, занимающиеся с детьми от 5-6 лет. Ведь так хочется, чтобы Россияне были культурными, грамотными людьми, чтобы Отчизна не оскудела талантами. А основа, фундамент закладываются в детстве. По словам В. А. Сухомлинского "Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
Верю, что наши воспитатели – достойные проводники и помогут детям найти правильный путь. А правительство найдет возможность реформы в ДОУ не ограничить только оптимизацией, но и обеспечит материальную базу в соответствии с ФГОС.