МААМ-картинки

Урок-спектакль по повести Б. Васильева для учащихся 7–9 классов «А зори здесь тихие…»

Вольф Аксана
Урок-спектакль по повести Б. Васильева для учащихся 7–9 классов «А зори здесь тихие…»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок-спектакль по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие

Тема:. А зори здесь тихие.

Цель: формирование у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи:

воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества; неравнодушия к чужой боли, милосердия.

развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

Публикация «Урок-спектакль по повести Б, Васильева для учащихся 7–9 классов „А зори здесь тихие…“» размещена в разделах

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу;

-навыки художественного слова.

образовательные:

– помочь оценивать поступки героев повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов.

Участники урока-спектакля : актёрская группа 8-9 класса.

Оборудование, оформление урока :

Выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателя Б. Л. Васильева, выставка его книг, художественный фильм «А зори здесь тихие» (режиссёр С. И. Ростоцкий, портреты С. Алексиевич, Ю. Друниной, иллюстрации на тему войны, фонограмма «Ave, Maria», компьютер, проектор, экран. Мелодии из кинофильма: «Темы Лизы», «Тема Риты», «Финальная», песня «Мама».

Ход урока

У войны не женское лицо

Но лёгкая женская поступь

Беспечная и сокрушительная,

словно первый весенний дождь.

Слово учителя.

. В прошлом веке та, внезапная, война.

Мы многое знаем о Великой Отечественной войне. Читали книги, смотрели фильмы, не раз слышали рассказы ветеранов. Но война, описанная в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, поражает. Солдат стоит до конца и погибает, выполняя свой долг перед Родиной. А если этот солдат – женщина, основной долг которой – продлевать жизнь на Земле!

. В самолётах, медсанбатах, блиндажах,

Они - хрупкие, красивые, родные,

Наводили на врагов тоску и страх.

Чтобы народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…»

Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Девушки погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили жизнь, любили Родину.

(на фоне музыки «Аве,Мария» мелодекламация,.)

1 ученик: У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои.

Иной видит войну Б. Васильев. В его повести зори здесь тихие. " нет батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть. Пять юных девушек погибают, ценой своих жизней останавливая немецкого десанта.

. Добровольно приняв правила войны,

Приспособив все не женские одежды,

Встали строем за спасение страны,

За несбывшееся счастье и надежды.

Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что "у войны — не женское лицо", то есть женщины и война — понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее.

Женщина не должна быть солдатом.. (показ фрагмента фильма)

2 ученик: А зори здесь тихие…" Найдется ли в России кто-нибудь, кому ничего не скажут данные слова? По-видимому, это человек, сумевший забыть о разорвавшем тишину грохоте танков, реве военных самолетов, стонах умирающих.

Данные слова — продолжительное повествование о минувшей войне; войне, сломавшей жизни миллионов простых людей. Эти слова рассказывают нам о людях, самоотверженно и беззаветно защищавших любимую родину и без сожаления отдавших за нее свои жизни. Б. Васильев- простой вояка, он писал на основе подлинных событий, и его повесть превратилась в "книгу памяти" для всего русского народа.)

Беседа по впечатлениям.

-Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»?

-Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?

-Какой эпизод показался вам самым эмоциональным?

Да, у войны не женское лицо. Она всё загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак. Самое страшное – она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их нерожденных детей и детей их детей. В этом вся трагедия. Тихие зори – это памятник всем тем, кто не вернулся с войны.

Так какие же они были, девчонки сорок первого, как уходили на фронт? Пройдем их путь вместе с ними.

Инсценирование эпизодов.

(декорации, музыкальное оформление)

Подготовка

Васков. Ну, стройте людей.

Осянина. Построены, товарищ старшина.

Васков. Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Вольно!

Осянина. Женя, Галя, Лиза.

Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли.

Осянина. Умеют.

Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич. Я знаю.

Васков. Что — я? Что такое я? Докладывать надо!

Гурвич. Боец Гурвич.

Васков. Как по-ихнему — руки вверх?

Гурвич. Хенде хох.

Васков. Точно. Ну, давай, Гурвич.

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Васков. Идем надвое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов. по пять обойм. Подзаправиться. Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. Р-разойдись!.

Сборы

Васков. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, — значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому, как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть — одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. В случае обнаружения противника или чего непонятного. Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали

Васков. Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.

Гурвич. Я умею. По ослиному: и-а, и-а!

Васков. Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

Васков. Так селезень утицу подзывает. Ну-ка, попробуйте.

Крякали с удовольствием.

Васков. Идем на Вопь-озеро. Глядите сюда.

Столпились у карты

Васков. Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем. До места нам верст двадцать — к обеду придем. И подготовиться успеем. Все понятно, товарищи бойцы?

Все. Понятно.

Васков. Тогда в путь.

…первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.

У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

. Была война. …

В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых-тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые испытания.

У писателя Фадеева А. есть волнующие строки: “Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в долине и чья-то незримая сила подымает воина с земли или постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей -моей, и его, и его.

. Прошло много лет, мы привыкли к слову “война” и, когда слышим его, часто пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся.

Потому что это было давно?

. Или потому что, зная все о войне, мы не знаем только одного — что это такое?

. Но точно уж то, что у войны совсем не женское лицо! -

Публикации по теме:

Квест-игра «Книгоград» для учащихся 5-х классов Квест-игра "Книгоград" Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного.

Математический КВН для учащихся 7 классов Цели и задачи: Развитие творческой способности учащихся и их познавательной активности; развитие логического мышления, внимания; расширение.

«Новогодняя сказка» для учащихся 5–10 классов с О в З .

Проект по профориентации для учащихся 9-х, 11-х классов. 1 часть Выполнила: Алёна Алексеевна Ганкевич Проект по профориентационной работе Содержание: • Обоснование проекта • Сроки выполнения проекта.

Проект по профориентации для учащихся 9-х, 11-х классов. 2 часть. Уроки Урок 1-ый - «Что я знаю о себе» Задачи: • Продолжать учить видеть в себе и других хорошие качества; • Расширять знания детей о мире профессий;.

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса «Здесь всё моё, и я отсюда родом» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени И. Н. Ульянова» Внеклассное мероприятие "Здесь всё моё, и я отсюда родом", 4 класс Акимова.

Тест по теме «Членистоногие» для учащихся 7-классов Тест по теме: «Членистоногие» для учащихся 7-х классов. 1. К типу «Членистоногие» относится: а) острица; б) блоха; в) устрица; г) жук. 2. У.

Тест «Птицы» для учащихся 7-х классов Тест по теме: «Птицы» для учащихся 7-х классов. 1. Птицы-животные: а) холоднокровные; б) теплокровные; в) адаптируемые. 2. Восковица-это:.

Викторина «Калейдоскоп профессий» для учащихся 5–6 классов Калейдоскоп профессий Коллективное творческое дело Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать..

Викторина для учащихся начальных классов «Не болей-ка» Цель:   способствовать формированию навыков здорового образа  жизни у учащихся. Задачи: - воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать.

Автор публикации:
Урок-спектакль по повести Б. Васильева для учащихся 7–9 классов «А зори здесь тихие…»
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 22:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок-спектакль по повести Б. Васильева для учащихся 7–9 классов «А зори здесь тихие…»» (включая файлы) размещена пользователем Вольф Аксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД