Галина Харитоненко
Модифицированная программа «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Модифицированная программа
по познавательно-исследовательской деятельности
«Юные исследователи» для детей 3-5 лет.
Образовательная область «Познавательное развитие». 2 часть
Содержание
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
Раздел 2. Содержательный раздел.
Особенности организации образовательного процесса.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко ввести региональные и этнокультурные компоненты, временной период.
Публикация «Модифицированная программа „Юные исследователи“» размещена в разделах
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать детскую образовательную деятельность.
При реализации области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
• познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
• значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств;
• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие
сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию ;
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Особенности программы
1. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», «подражательности», стремления к открытиям, поискам и т. д.).
2. Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
3. Соединение разделов «живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей.
4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько не способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей.
Культурные средства (по концепции Л. С. Выгодского, которые активно осваивает ребёнок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовать свою деятельность, что способствует формированию у ребёнка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умению видеть явления и предметы в перспективе)
Программные задачи и их поэтапная реализация (по возрастам и блока деятельности). Информационный блок
Живая природа
Объект и его особенности Задачи
Растения и животные как живые организмы Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (черепаха) и неживого (игрушка)
Строение, функции и значение частей растений Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом (состоянием). Знакомство с разнообразием растений
Многообразие живых организмов, их приспособление к окружающему миру Предоставить условия для знакомства с некоторыми объектами экосистем (река, лес) : внешний вид, питание (рыбки, птицы)
Характерные особенности сезонов Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в неживой природе, мире растений, животных.
Характерные особенности экологических систем и природно-климатических зон Дать представления об основных средах обитания: воздух, вода, почва.
Неживая природа
Объект и его особенности Задачи
Свойства и признаки веществ Вода Создать условия для выделения свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества её окрашивают, вода может быть холодной и тёплой. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда в снега – в воду
Воздух Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг, выявление свойств (прозрачный, лёгкий, без запаха)
Песок, глина, камень,
почва Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, как образуется перегной.
Физические явления
Объект и его свойств Задачи
Свет, цветообразование Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, лампы) излучают свет. Научить определять из принадлежность: природный или рукотворный мир. Способствовать овладению сенсорными эталонами (семь Цветов). Создать условия для получения цветов путём смешивания красок.
Вес, притяжение Дать представление о том, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые
Звук Объяснить, что звуки бывают шумовыми и музыкальными, что у каждого предмета свой звук
Тепло, температура Дать представление о том, что предметы, воздух, вода могут быть холодными, тёплыми и горячими, что они могут нагреваться и остывать
Время Дать представлении о дне и ночи, временах года
Человек
Объект и его особенности Задачи
Человек – живой организм Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова; лицо, глаза, рот, уши, нос, Дать представление об органах чувств, их охране и назначении. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств (восприятие цвета, звуков, вкусовых и тактильных ощущений)
Рукотворный мир
Объект и его особенности Задачи
Предмет как таковой Побуждать к выявлению и называнию характеристик предметов (цвет, форма, размер, материал, вес, назначение).Способствовать определению и называнию материалов (бумага, дерево, ткань). Учить выявлять признаки и свойства материалов (структура поверхности, прочность, мягкость, твёрдость)
Предмет_ результат деятельности человека Способствовать формированию представлений о предметах ближайшего окружения (домашнего обихода, игрушках. Дать представление о связи и назначении предмета с его строением и материалом, из которого он сделан
Предмет – творение человеческой мысли Способствовать пониманию принадлежности предметов к природному и рукотворному миру. Дать представление о настоящем и прошлом некоторых предметов.
Действенно-мыслительный блок
1. Учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
2. Стимулировать использование обследовательских действий в исследовательской деятельности.
3. Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов.
4. Учить практическим действиям, при использовании которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
5. Побуждать к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием исследовательской деятельности.
Блок преобразований
1. Побуждать к эстетическому преобразованию предметов: изменению цвета, формы, величины. Создавать условия, способствующие применению знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности, для практического преобразования.
2. Учить работать с различными материалами бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом) и инструментами (стекой).
3. Побуждать к участию в преобразовании предметов. Изменять с помощью взрослого признаки предмета (цвет, форму, функцию) для получения нового предмета.
Методические рекомендации к программе
Программа «Юные исследователи» предполагает комплексное решение задач познавательного, социального, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе исследовательской деятельности. Предлагаемый примерный план исследовательской деятельности предполагает коррективы, обусловленные спецификой основной образовательной программы и конкретных детей.
Цель информационного блока – помочь детям получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности. Для реализации этого блока необходимо использовать организованное обучение (занятия, экскурсии, совместную деятельность воспитателя и ребёнка (чтение, беседы, просмотр кино- и диафильмов, самостоятельную деятельность детей (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т. д.) Приоритетным являются опосредованные способы взаимодействия вместе, на равных, как партнёры.
Цель действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. В действенно-мыслительный блок включены практические внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования. Кроме того, действенно-мыслительный блок представлен моделированием. Моделирование – вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели (Л. А. Венгер, Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.
В младшем и среднем возрасте фактически осуществляется лишь подготовка к освоению действий наглядного моделирования.
Цель блока преобразования - создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирования творческого отношения к окружающему миру. Основным показателем творческого отношения дошкольника к миру его стремление к преобразующей деятельности, когда ребёнок может участвовать в эстетическом и функциональном преобразовании предметов, явлений. Необходимо использовать эмоционально насыщенный материал для практических преобразований, что в свою очередь активизирует развитие новых мотивов в деятельности.
Три составляющие образовательного процесса.
1. Накопление познавательного опыта через исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, рассматривание, чтение, труд, общение и пр.)
2. Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры и на занятиях.
3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, движении, экспериментировании, конструировании, общении и пр., а также на занятиях по развитию речи, художественному труду, рисованию, лепке и пр.
Примерное комплексно-тематическое планирование
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко ввести региональные и этнокультурные компоненты, временной период.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать детскую образовательную деятельность.
Календарное планирование
по программе «Юные исследователи»
для детей 3-4 лет.
Сроки Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая,
подгрупповая
Образовательная деятельность в режимных моментах
Сентябрь Тема «Транспорт» (3,11)
Учить определять и различать транспорт, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции; учить отгадывать загадки; развитие общения.
Тема «Мебель» (3,12)
Учить определять и различать мебель, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции); группировать предметы по признакам; развитие общения; развитие игровой деятельности.
Это овощ или фрукт?
Угадай по вкусу.
Для чего людям нужны зонты?
Что делают животные, когда идёт дождь?
Вода. «Грустный бальзамин»(4,32). Воспитание ценностного отношения к труду, расширение знаний о природе.
Узнаём, какая вода.
Выявить свойства воды.
Развитие исследовательской деятельности, расширение кругозора детей, свободного общения. Осенние листья.
Ветер.
Сбор урожая.
Овощи и витамины.
Знакомство с характерными особенностями осени.
Свет и солнце.
Развитие свободного общения, трудовой деятельности, формирование целостной картины мира, познавательной деятельности. Воспитание ценностного отношения к труду
Лото» (3,54).
Упражнять в умении группировать предметы по форме, устанавливать сходство предмета с образцом и различия, развитие игровой деятельности, общения.
«От какого дерева лист? «Развитие игровой деятельности, знаний и развития диалогической речи
«Найди лист, который я тебе назову» Развитие трудовой деятельности, развитие детского творчества
«Найди дерево» Учить отгадывать загадки, развитие познавательно-исследовательской деятельности. Умывание (У кого больше пена) Формирование культурно-гигиенических навыков, трудовых навыков, взаимодействия со сверстниками.
Настольно-печатные игры: «Чьи детки?», «Лото», «Времена года».
Развитие продуктивной деятельности, расширение кругозора детей, общения со сверстниками
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-экспериментирования
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
( включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)
Опрос анкеты
Информационные листы
Ситуативное обучение
Коллекционирование
Беседа
Консультативные встречи
Литература
1. По Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Соответствует ФГОС / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
2. О. В. Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г. (2)
3. О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. (3)
4. Л. Н. Меньшикова. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. «Учитель», 2008 г. Волгоград (4)
5. О. В. Дыбина, И. П. Рахманова. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. Т. Ц. Сфера» Москва 2002
Образовательная область «Познавательное развитие»
Планирование по программе «Юные исследователи» для детей 4-5 лет.
Сроки Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая,
подгрупповая
Образовательная деятельность в режимных моментах
Сентябрь Тема. Расскажи о любимых предметах.
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.
Движения воздуха.
Состояние почвы в зависимости от температуры.
Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка) Осенние листья.
Ветер.
Сбор урожая.
Овощи и витамины.
Знакомство с характерными особенностями осени.
Свет и солнце.
Развитие свободного общения, трудовой деятельности, формирование целостной картины мира, познавательной деятельности. Воспитание ценностного отношения к труду
«Опрели место для предмета» (3,52)
Закреплять умение определять предметы рукотворного и природного мира. Учить группировать предметы по способу использования, понимать назначение предметов
«От какого дерева лист? «Развитие игровой деятельности, знаний и развития диалогической речи.
«Найди лист, который я тебе назову» Развитие трудовой деятельности, развитие детского творчества
«Найди дерево» Учить отгадывать загадки, развитие познавательно-исследовательской деятельности. Умывание (У кого больше пена) Формирование культурно-гигиенических навыков, трудовых навыков, взаимодействия со сверстниками.
Настольно-печатные игры: «Чьи детки?», «Лото», «Времена года»
Развитие продуктивной деятельности, расширение кругозора детей, общения со сверстниками
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры - эксперимент.
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность ( включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)
Опрос анкеты
Мастер-класс для детей и взрослых
Ситуативное обучение
Упражнения
Консультации
Досуг
Коллекционирование
Беседа
Консультативные встречи
Литература
Взаимодействие с семьей
Взаимопознание и взаимоинформирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях, либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада). Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.
Раздел 3. Организационный раздел
Создание развивающей среды.
Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды. Исходное требование к предметной среде – её развивающий характер.
Программа направлена на : создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.
Развивающая среда включает в себя микроблоки:
Лаборатория «Почемучка», уголок природы, центр преобразования «Мастерилки», уголок «Знайки», информационная копилка, игротека.
Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.
Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.
Содержание реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.
В основу реализации комплексно-тематического построения Программы положен принцип сезонности года, который обеспечивает ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности.
Программа, рассчитанная на творческое исследовательское взаимодействие ребё нка и педагога построена на:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Соответствует ФГОС. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
2. О. В. Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г.
Для реализации данной программы в воспитательно-образовательный процесс использовала материал, представленный в следующих методических пособиях:
О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада.
О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.
Л. Н. Меньшикова. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. «Учитель», 2008 г. Волгоград
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002