Татьяна Гицевич
Моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования выдвигает три группы требований: Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования; Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Основа ФГОС - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Публикация «Моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На сегодняшний день – правильная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому логопедическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный и поэтапный процесс. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушена память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин у детей с речевыми нарушениями не получается быстро запоминать. Заучивание вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.
Использование системы мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками позволяет ускорить процесс по автоматизации поставленных звуков, облегчить запоминание и последующее воспроизведение текста.
Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, мелкую моторику, речь.
Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работать с мемотаблицами очень легко и удобно, этап автоматизации звуков проходит на много быстрее и интереснее, результативность коррекционной работы возрастает.
Процесс автоматизации поставленных звуков в чистоговорках долгосрочный и требует многократное повторение, тем самым у ребёнка снижается интерес к занятию.
Мы часто слышим от родителей такие слова – «Мы не может быстро запоминать!» В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или мультфильм. В чём причина? Дело в том, что в первом случае, требуется произвольное запоминание (это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Как практика показала, что у детей с нарушением речи преобладает зрительная память.
В нашей работе необходимо применять такие приёмы, которые бы развивали речь и детскую память в целом. Одним из них является мнемотехника
Суть заключается в следующем: на каждое слово придумывается картинка (изображение); таким, образом, вся чистоговорка зарисовывается. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит её целиком.
На начальном этапе мы предлагаем готовый план (схему).По мере обучения в процесс создания включаются дети, родители и создают свои схемы к чистоговоркам, которые разучивают дома.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить, а также как её завершить. Процесс автоматизации звуков в чистоговорках через мнемотаблицы становится интересным и быстрым.