Елена Волкова
Моделирование опасных ситуаций как метод формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ВВЕДЕНИЕ.
Дети – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека.
В нашей стране, как и во всем мире увеличивается число дорожно – транспортных происшествий. По статистике, каждый десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
Публикация «Моделирование опасных ситуаций как метод формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами. Способствовать этому будет работа над данным проектом.
Актуальность выбранной мной проблемы:
А надо ли вообще учить с дошкольниками ПДД?
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети.
Теоретическое обоснование. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность детей и педагогов.
Новизна: Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом выполнял задание. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения на дороге я выбрала метод моделирования, который содержит в своей структуре три компонента: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Ведущая педагогическая идея опыта. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для детей, тяжела своими терминами и понятиями. Поэтому при разрабатывании конспектов развлечений, образовательной деятельности вносились элементы новизны, включались игровые моменты, ситуация общения использовались наглядные пособия. Эффективным средством обучения ПДД является использование технических средств обучения. Система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми основными правилами поведения на дороге представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения, отражает творческие подходы к решению данной проблемы.
Особенно интересно и увлекательно проходит образовательная деятельность с использованием компьютерной игры «В гостях у тётушки Совы». Данная обучающая игра сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие детьми информации. Технические возможности позволяют прерывать рассказ персонажа «Тётушки Совы» и включить детей в беседу по отдельным аспектам правил движения. Сам материал построен таким образом, что дети могут оценить и прокомментировать действия героев, озвучить собственный опыт поведения в ситуации.
В соответствии с возрастом используем компьютерные презентации, мультимедийные игры, пособия, обеспечивая наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Технология опыта. При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:
• Ребёнок - пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
• Ребёнок - пассажир;
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
• Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, рдетские машинки и т. д.).
Целью моей работы является создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения. Сформировать у детей основы безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения используя технические средства обучения.
Задачи:
Обучающие
• Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
• Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
• Воспитательные
• Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
• Создание и организация работы добровольного объединения родителей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Родительский патруль».
• Развивающие
• Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
• Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.
• Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля.
Этапы работы.
1. Подготовительный этап.
1. Обсуждение проблемы, довести до детей важность проблемы: «Если мы не будем соблюдать ПДД, то будет беда!»
2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
3. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала, игр, непосредственной образовательной деятельности, информации через интернет.
4. Ознакомление родителей с работой добровольного объединения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Родительский патруль».
2. Основной этап.
• Беседа с детьми «Наша безопасная дорога». Моделирование опасной ситуации и выход из нее. (Приложение 1)
• Игры для детей по ПДД на автоплощадке детского сада, компьютерные игры «В гостях у тётушки Совы»,компьютерные презентации, мультимедийные игры. (Приложение 2)
• Сюжетно ролевые игры : «Инспектор ДПС»; «Наш друг – Светофор»;
• ОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Страна дорожных знаков»; (Приложение 3)
• Театральная постановка «Сказка о правилах дорожного движения»; (Приложение 4)
• Участие детей во Всероссийских конкурсах рисунков по ПДД направленных на профилактику ДТП с участием детей; (Приложение 5)
• Работа у развивающей панели «Городская среда» и «Азбука дорожного движения». Моделирование опасной ситуации и выход из нее.
• Работа с методическим комплексом АЛМА «ПДД» ;
• Разработка интерактивной игры по правилам дорожного движения «Азбука правил дорожного движения»; (Приложение 6)
• Проведение рейдов «Родительского патруля» и участие в акциях посвященных вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах, таких как «Внимание дети», «Водители и пешеходы», «Я и Мама за безопасное движение» и др. (Приложение 7)
• Консультации для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге», «Рекомендации по обучению детей ПДД.», «Родителям о правилах дорожного движения», «Безопасность детей — забота взрослых» и др.
• Организация информационных стендов по ПДД и выставок совместного творчества детей и родителей по правилам дорожного движения.
• Анкета для родителей
Развивающая предметно - пространственная среда по теме:
1. Методический комплекс АЛМА «ПДД».
2. Развивающая панель «Городская среда» ,«Азбука дорожного движения»
3. Дидактические игры: «Транспорт», «Виды транспорта», «Правила дорожного движения»
4. Таблички «Дорожные знаки»
Реализация работы
Приложение 1
Беседа с детьми «Наша безопасная улица. Моделирование опасной ситуации и выход из нее
Цель: учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения
Материалы: Светофор, макет проезжей части дороги, два сигнала светофора для игры «Светофор», картины с изображением различных ситуаций на дорогах.
Ход беседы:
Воспитатель:
Прибежала зайчиха
И закричала: - Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! И ему перерезало ножки
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!
-Ребята, как вы думаете, почему зайчик попал под трамвай? (Нарушил правила). Да, конечно, он нарушил правила дорожного движения – играл на трамвайных путях или перебегал рельсы перед близко ехавшим трамваем. А чтобы не случилось такой беды, нужно всегда соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами об этом поговорим. Правила дорожного движения должны знать все без исключения.
Кем становится человек на улице? (Пешеходом.) На какие части делится улица? (Тротуар и проезжая часть) Как называется та часть дороги, по которой ездят автомобили? (Проезжая часть) А как называется дорожка, по которой ходят пешеходы? (Пешеходная) Ребята, а как быть пешеходам, когда рядом с проезжей частью нет тротуара? Где в таком случае нужно идти пешеходам? (По обочине)
Правильно, в том случае, когда рядом с проезжей частью нет тротуара, можно идти по краю проезжей части, который называется обочиной. Обочина - это край проезжей части. Я пойду по обочине, но как правильно по ней идти, чтобы машины меня не сбили, - по обочине навстречу движущимся машинам или по ходу их движения? Открываем макет с изображением проезжей части и движущимися машинами
Воспитатель:
Давайте посмотрим на макет и разберемся, где нужно идти, чтобы не сбила машина? Посмотрите, если я иду по обочине навстречу движущимся машинам, то хорошо вижу машину, и водитель машины видит меня, а если я иду по обочине, по ходу движения машин, то машину за своей спиной я не вижу, но водитель меня видит. Мне неудобно, а самое главное, опасно для жизни - чуть-чуть оступишься и можешь попасть под машину. Как же безопаснее идти по обочине? (ответы детей) Правильно, по обочине дороги нужно идти навстречу движущимся машинам. А кто помогает нам перейти проезжую часть?
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Внимание, глядит в упор
На вас двуглазый светофор –
Зеленый, и конечно, красный глаз
Он каждому дает приказ.
Подвижная игра «Светофор»
На красный сигнал - дети спокойно стоят.
На зеленый сигнал - дети маршируют.
Воспитатель:
«Правила дорожного движения Должны знать все без исключения!» Сейчас мы с вами будем юными инспекторами по соблюдению правил дорожного движения. Проверим, как другие дети выполняют правила дорожного движения на улицах города. Выставляет карточки с изображением разных ситуаций на дороге.
Воспитатель: Посмотрите и расскажите, как выполняют правила дорожного движения дети. Дети по очереди рассказывают об изображенных на карточках ситуациях. «Делаем ребятам предостережение: Выучите срочно ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ, Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители!»
Приложение 2.
Игры для детей по ПДД на автоплощадке детского сада.
Сюжетно ролевые игры : «Инспектор ДПС»; «Наш друг – Светофор»
Приложение 3.
ОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Страна дорожных знаков»
Цель:
• Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках;
• Развивать внимание, творческое воображение детей;
Задачи:
• Закреплять с детьми название дорожных знаков и их значения;
• Упражнять в умении раскрашивать не заходя за контур дорожных знаков, используя цветные карандаши;
• Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни;
• Формировать навыки безопасного поведения на дороге;
• Воспитывать отзывчивость (желание прийти на помощь в трудную минуту, выполнив задание);
Оборудование:
• Игрушки Маши и медведя;
• «Испорченные дорожные знаки» (пазлы);
• Изображение дорожных знаков (запрещающих, информационных, предписывающие)
• бумага, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности.
В гости к детям на занятие приходят Маша и медведь.
Воспитатель:
- Ребята, это герои из мультика, пришли к вам за помощью. Все мы знаем, что Маша настоящая шалунья. В своём лесу, она спрятала все дорожные знаки и мишка не может их найти. В лесу, на дорогах, стали происходить аварии, пешеходы попадают под колеса автомобилей, автомобили не могут проехать через дорогу проходящую по лесу, пассажиры не могут понять, где "пункт питания", а где "пункт техобслуживания". Ребята, давайте поможем Маше и Мишке, нарисуем им новые знаки.
Мишка и Маша:
- Ребята, без вас мы не справимся.
Воспитатель:
- Хорошо, но сначала еще раз повторим, какие дорожные знакисуществуют и что они обозначают, а Маша и мишка нас послушают и скажут свое мнение.
Ответы детей на вопросы о дорожных знаках.
Физкультминутка «Шоферы»
Мы с ребятами шоферы,
Завели свои моторы. (Вращательные движения руками перед собой)
А потом нажмем на тормоза (тянут ручку «тормоза» на себя.)
Закрываем фары. (Дети закрывают глаза.)
Раз- два- три- четыре-пять. (считают с закрытыми глазами)
В путь дорогу опять! (Вращательные движения руками перед собой при движении вперед)
Воспитатель:
- А теперь мы раскрасим, для Маши и мишки, дорожные знаки.
Давайте вспомним, какие они: предупреждающие знаки, (форма треугольника, поле белое с красной каймой – предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности); запрещающие, (форма круга, цвет поля белый с красной каймой по окружности - запрещают водителям некоторые маневры: превышения скорости, остановки, стоянки) и информационно-указательные (форма четырехугольника, поле синее - оповещают водителей, пассажиров о местах расположения стоянок, пунктов питания, больниц).
Дети делятся на группы и распределяют между собой, кто какие знаки будет раскрашивать. Самостоятельная работа детей, во время которой воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, подсказ.
Воспитатель:
- Закончили, ребята? Маша и мишка, посмотрите, справились наши дети с заданием?
Маша и мишка:
- Да, спасибо.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, понравилось вам занятие? На следующем занятии мы продолжим с вами знакомиться с правилами дорожного движения.
Приложение 4.
Театральная постановка «Сказка о правилах дорожного движения»
Приложение 5.
Участие детей во Всероссийских и областных (первые места) конкурсах рисунков по ПДД направленных на профилактику ДТП с участием детей.
Приложение 6.
Работа у развивающей панели «Городская среда» и «Азбука дорожного движения». Работа с методическим комплексом АЛМА «ПДД». Разработка интерактивной игры по правилам дорожного движения «Азбука правил дорожного движения» [/h3]Приложение 7.
Проведение рейдов «Родительского патруля» и участие в акциях посвященных вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах, таких как «Внимание дети», «Водители и пешеходы», «Я и Мама за безопасное движение»
Приложение 8.
Консультации для родителей «Родителям о правилах дорожного движения», «Безопасность детей — забота взрослых» и др.
Организация информационных стендов, выставок совместного творчества детей и родителей по правилам дорожного движения.
Результаты реализации работы.
В ходе реализации работы по теме «Моделирование опасных ситуаций, как метод формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста предполагаемые результаты были достигнуты. Мы обогатили опыт детей, создали необходимые условия в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах, повысили компетентности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Дети умеют предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них. Собрали богатый материал о безопасности, обобщили как опыт работы по данной теме.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводилась планово, систематически, постоянно. Она входила логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определялось в зависимости от условий, темы, сезонности, вида занятий и т. д.
Уделялось особое внимание вопросам ознакомления, расширения первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности в режимных моментах и в повседневной жизни. В течение остального времени был процесс закрепления полученных знаний, и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности. Дети в соответствии с возрастом знают правила дорожного движения, дорожные знаки, умеют применять эти знания в дорожных ситуациях, умеют предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них. Группы пополнились развивающей предметно-пространственной средой по теме проекта.
На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; стали уверенно отличать и называть правила дорожного движения. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей. Родители воспитанников владеют знаниями об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, повысилась сознательность родителей в соблюдении правил дорожного движения.
Был организован патруль по безопасности дорожного движения «Родительский патруль»
Отличным результатом хотелось бы отметить первые места детей в районных, областных и всероссийских конкурсах.
Работа над проектом способствовала идее создания мною сайта по пропаганде соблюдения правил дорожного движения, который периодически обновляется и дополняется новой информацией. Туда так же вошли видеоматериалы и фотоотчеты о проделанной работе
https://lenavolkova84.wixsite.com/elets-azbyka-dorogi
В дальнейшем мы планируем продолжать работу в этом направлении