Приложение МААМ

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС

Наталья Журавлева
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и создается с опорой на среду, где ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Для детей игра – это «спутник детства». Она составляет основное содержание жизни и тесно переплетается с трудом и учением. Игра выступает как важное средство воспитания. Через игру ребенок входит в мир взрослого, овладевает духовными ценностями. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. В ДОУ это мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности. Среда развития ребенка в детском саду – важный компонент, который должен соответствовать возрастным особенностям ребенка, обеспечивать жизненно важные потребности формирования личности: витальные, социальные, духовные. Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Публикация «Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС предметное и игровое пространство должно строиться так, чтобы максимально обеспечивать реализацию образовательного потенциала пространства группы. Для развития детей дошкольного возраста, игровое пространство должно быть содержательно насыщенным, трансформируемым, доступным и безопасным. Предметную среду необходимо моделировать и проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь моделировать среду должен сам педагог. Учитывать национально-культурные, климатические условия. Нужно принимать во внимание индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи. Пространство группы моделируют с учетом возрастных возможностей и интересов детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создается с учетом интересов мальчиков и девочек.

Одним из принципов моделирования предметного пространства по ФГОС ДО - это его насыщенность:

- пространство группы должно соответствовать возрастным возможностям детей, и индивидуальным особенностям детей;

- иметь привлекательный вид;

- иметь достаточное количество материалов и игр в центрах для организации разных видов детской деятельности;

- материалы и игрушки должны соответствовать возрасту детей в группе и иметь развивающий потенциал (обеспечивать зоны актуального и ближайшего развития);

- тема комплексно-тематического планирования должна иметь своё отражение во всех развивающих центрах;

При моделировании игрового пространства учитывается гендерная специфика: уголок для мальчиков, уголок для девочек. Наличие оздоровительного, спортивного оборудования в каждой возрастной группе. Столик с водой и песком для проведения опытов и экспериментов. Наличие технических средств обучения в группе (телевизор, ноутбук, музыкальный центр). В достаточном количестве имеется образно-символический, нормативно-знаковый материал.

Моделируя игровое пространства нужно учитывать возможность ребенка заниматься самостоятельной деятельностью, возможность индивидуально познавать мир; возможность снимать утомляемость.

Следующий принцип построения игрового пространства по ФГОС ДО: трансформируемость.

Трансформируемость пространства предполагает:

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Это наличие перегородок, ширм, сквозных полочек. Они позволяют трансформировать сюжет любой игровой деятельности.

Многоцелевое использование пространства: в свободном уголке спальни организован уголок отдыха.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т. д.

Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Полифункциональность игрового пространства предполагает использование продуктов детской и взрослой дизайн - деятельности для оформления макро-микросреды. В группах могут быть «стены творчества», где размещаются детские работы. Имеется «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

Следующий принцип - вариативность:

Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т. д., а также разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий. Проблемы и пути решения принципа вариативности в группах – ограниченное пространство. Решить их можно с помощью зонирования пространства (выделяется рабочая, спокойная, активная зона). Между центрами оформляются «подвижные границы». Рабочая зона должна легко менять свой облик: от мастерской до места свободной деятельности детей по интересам. В рабочей зоне находится доска, мольберт. Смена рабочего места позволяет использовать индивидуальные, подгрупповые, групповые формы работы с детьми. Здесь удобно вместе играть, читать и общаться. Оборудование и материалы спокойной зоны: ковёр, столики, диван. Детям предлагаются для просмотра книги, дидактические игры. На границах между спокойной и активной зонами размещаются передвижные стеллажи. Игры меняются в зависимости от темы недели.

Вариативность среды предполагает наличие центров по пяти основным образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Сменяемость материала происходит в соответствии с темой недели.

Принцип доступности, это:

- соотношение масштаба «рост – глаз – рука»;

- доступность в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями;

- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия доступны детям дошкольного возраста по содержанию;

- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия исправны и сохранны.

Принцип безопасности игрового пространственной можно разделить на физическую и психологическую. Для физической безопасности детей все игрушки, оборудование, мебель должны иметь сертификаты.

Психологическая безопасность выражается в правильном цветовом решение группы (покраска стен, использовании элементов домашней обстановки, наличии растений в групповых комнатах.

Поэтому особое внимание должно уделяться моделированию пространства, в котором происходит игровая деятельность, обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя смоделировать многоуровневое многофункциональное игровое пространство для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития. Правильно смоделированное игровое пространства помогает:

- структурировать развивающую среду в группе и в зависимости от элементов структуры наполнять ее пособиями, атрибутами, играми;

- позволяет постепенно и постоянно расширять, пополнять или обновлять среду группы.

Свободная игровая деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Литература:

1. Абузярова Л. А. Предметно - развивающая среда ДОУ [Текст] / Л. А. Абузярова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 6.

2. Белкина С. Г. Требования к предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС. Электронные данные – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №34». Режим доступа: https://edu/tatar/ru/nkamsk/dou34paqe2271965/htm

3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. «Семинар для воспитателей «Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду». Электронные данные – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка –Детский сад №91 «Строитель». Режим доступа: http://madou91/ru/vospitatel-qoda/item/seminar-dlya-vospitatelej.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС до Хочу предоставить Вашему вниманию "Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС ДО".Буду рада, если эта информация Вам.

Современный урок в свете требований ФГОС В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
Опубликовано: 31 августа 2022 в 11:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД