Наталья Журавлева
Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и создается с опорой на среду, где ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Для детей игра – это «спутник детства». Она составляет основное содержание жизни и тесно переплетается с трудом и учением. Игра выступает как важное средство воспитания. Через игру ребенок входит в мир взрослого, овладевает духовными ценностями. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. В ДОУ это мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности. Среда развития ребенка в детском саду – важный компонент, который должен соответствовать возрастным особенностям ребенка, обеспечивать жизненно важные потребности формирования личности: витальные, социальные, духовные. Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Публикация «Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС предметное и игровое пространство должно строиться так, чтобы максимально обеспечивать реализацию образовательного потенциала пространства группы. Для развития детей дошкольного возраста, игровое пространство должно быть содержательно насыщенным, трансформируемым, доступным и безопасным. Предметную среду необходимо моделировать и проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь моделировать среду должен сам педагог. Учитывать национально-культурные, климатические условия. Нужно принимать во внимание индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи. Пространство группы моделируют с учетом возрастных возможностей и интересов детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создается с учетом интересов мальчиков и девочек.
Одним из принципов моделирования предметного пространства по ФГОС ДО - это его насыщенность:
- пространство группы должно соответствовать возрастным возможностям детей, и индивидуальным особенностям детей;
- иметь привлекательный вид;
- иметь достаточное количество материалов и игр в центрах для организации разных видов детской деятельности;
- материалы и игрушки должны соответствовать возрасту детей в группе и иметь развивающий потенциал (обеспечивать зоны актуального и ближайшего развития);
- тема комплексно-тематического планирования должна иметь своё отражение во всех развивающих центрах;
При моделировании игрового пространства учитывается гендерная специфика: уголок для мальчиков, уголок для девочек. Наличие оздоровительного, спортивного оборудования в каждой возрастной группе. Столик с водой и песком для проведения опытов и экспериментов. Наличие технических средств обучения в группе (телевизор, ноутбук, музыкальный центр). В достаточном количестве имеется образно-символический, нормативно-знаковый материал.
Моделируя игровое пространства нужно учитывать возможность ребенка заниматься самостоятельной деятельностью, возможность индивидуально познавать мир; возможность снимать утомляемость.
Следующий принцип построения игрового пространства по ФГОС ДО: трансформируемость.
Трансформируемость пространства предполагает:
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Это наличие перегородок, ширм, сквозных полочек. Они позволяют трансформировать сюжет любой игровой деятельности.
Многоцелевое использование пространства: в свободном уголке спальни организован уголок отдыха.
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т. д.
Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Полифункциональность игрового пространства предполагает использование продуктов детской и взрослой дизайн - деятельности для оформления макро-микросреды. В группах могут быть «стены творчества», где размещаются детские работы. Имеется «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
Следующий принцип - вариативность:
Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т. д., а также разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий. Проблемы и пути решения принципа вариативности в группах – ограниченное пространство. Решить их можно с помощью зонирования пространства (выделяется рабочая, спокойная, активная зона). Между центрами оформляются «подвижные границы». Рабочая зона должна легко менять свой облик: от мастерской до места свободной деятельности детей по интересам. В рабочей зоне находится доска, мольберт. Смена рабочего места позволяет использовать индивидуальные, подгрупповые, групповые формы работы с детьми. Здесь удобно вместе играть, читать и общаться. Оборудование и материалы спокойной зоны: ковёр, столики, диван. Детям предлагаются для просмотра книги, дидактические игры. На границах между спокойной и активной зонами размещаются передвижные стеллажи. Игры меняются в зависимости от темы недели.
Вариативность среды предполагает наличие центров по пяти основным образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Сменяемость материала происходит в соответствии с темой недели.
Принцип доступности, это:
- соотношение масштаба «рост – глаз – рука»;
- доступность в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями;
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия доступны детям дошкольного возраста по содержанию;
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия исправны и сохранны.
Принцип безопасности игрового пространственной можно разделить на физическую и психологическую. Для физической безопасности детей все игрушки, оборудование, мебель должны иметь сертификаты.
Психологическая безопасность выражается в правильном цветовом решение группы (покраска стен, использовании элементов домашней обстановки, наличии растений в групповых комнатах.
Поэтому особое внимание должно уделяться моделированию пространства, в котором происходит игровая деятельность, обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя смоделировать многоуровневое многофункциональное игровое пространство для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития. Правильно смоделированное игровое пространства помогает:
- структурировать развивающую среду в группе и в зависимости от элементов структуры наполнять ее пособиями, атрибутами, играми;
- позволяет постепенно и постоянно расширять, пополнять или обновлять среду группы.
Свободная игровая деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Литература:
1. Абузярова Л. А. Предметно - развивающая среда ДОУ [Текст] / Л. А. Абузярова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 6.
2. Белкина С. Г. Требования к предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС. Электронные данные – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №34». Режим доступа: https://edu/tatar/ru/nkamsk/dou34paqe2271965/htm
3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. «Семинар для воспитателей «Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду». Электронные данные – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка –Детский сад №91 «Строитель». Режим доступа: http://madou91/ru/vospitatel-qoda/item/seminar-dlya-vospitatelej.