Александра Депутатова
Конспект занятия «Народные промыслы — культурное наследие России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия ; Развивать познавательные и творческие способности детей средствами фольклора и предметами прикладного народного промысла.
Задачи
Образовательная: закрепить знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров, в частности, хохломской, городецкой, гжельской росписей. Обобщить представления об особенностях росписей, элементах узора, колорите, композиции.
Публикация «Конспект занятия „Народные промыслы — культурное наследие России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающая : активизировать употребление в речи названий предметов, материалов промыслов; развивать умение детей сравнивать и группировать предметы по их признакам, совершенствовать диалогическую речь, закрепить технические приемы рисования концом кисти и мазком; развить воображение, память, мелкую моторику, чувство цвета и эстетическое восприятие.
Воспитательная: воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам, обогатить эмоциональную, интеллектуальную сферу.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран; презентация по народным промыслам; диск с записью русской народной музыки, колонки. Изделия Хохломы, Гжели, Городца. Скульптуры малых форм.
Для детей - кисти, подставка для кистей, тряпочка, краски, клеенка, салфетки, стаканчики с водой, палитра; глиняные заготовки игрушек, бумага тонированная (разных цветов)
Предварительная работа: Сбор информации о промыслах, создание в группе выставки изделий народно декоративно – прикладного искусства, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи на НОД по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр.
Этапы Задачи
этапа Деятельность педагога Методы, формы приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1 Организационно-мотивационный Заинтересовать и мотивировать детей на предстоящую деятельность; продолжать приобщать детей к разнообразию русского народного творчества Здравствуйте, ребята, гости дорогие, пожалуйте на веселую ярмарку!
Воспитатель, одетый в костюм коробейника с товарами в лотке, обращается к детям со словами:
Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки…
Всем игрушки продаем (Показывает товары в коробе)
Всех на ярмарку зовем.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте! Словесные,
беседа,
наглядные Дети здороваются.
Дети слушают стихи, отвечают на вопросы педагога.
Выражают собственные суждения Воспринимают информацию.
Включаются в обсуждение, выражают собственные ощущения.
2 Основной А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?
С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень.
Ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, и, если понравится, покупают, меняются и везут домой. Беседа, задаются вопросы, побуждает детей к высказыванию. Дети подходят к столу Рассматривают товар
2.1. Этап постановки проблемы Постановка проблемного вопроса Появляется Петрушка с пустым коробом.
В. : Ой, Петрушка, а ты здесь откуда?
П. : Помогите мне, ребята, я тоже хочу такую красоту продавать, только не знаю, где все это взять?
В. : Ребята, а вы знаете?
Кто на ярмарке продает товары (продавцы, коробейники, мастера)
Вы хотели бы узнать, как раньше проходили ярмарки?
Показ видеоролика» Народные промыслы»
Видеопрезентация «Народные промыслы»
Ответы детей, высказывают свои предположения
Смотрят видеоролик.
После просмотра идут на ярмарку вместе с Петрушкой рассматривать товар
Приходят к единому мнению познакомить Петрушку с народными промыслами
Воспринимают информацию. включаются в обсуждение.
2.2. Этап ознакомления с материалом Дети идут к первой лавке со словами
Дети: Эх, полным- полна моя коробочка,
Мы на ярмарку идем.
Бусы, ленты и игрушки,
Мы на ярмарке найдем!
Хохлома.
В. : Да, посуда хороша,
Так и радуется душа!
1. Почему так называется эта посуда-Хохлома (посуда называется по названию села)
2. Из чего делают эту посуду? ( всю посуду делают из дерева: липы и березы).
3. Как деревянная посуда становится золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают льняным маслом и олифой, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда становится золотой).
В. : Да, сложная работа у хохломских мастеров!
Возьмем чудо-ложки,
Поиграем немножко!
Проводится игра с ложками.
Городец
В. : Э-ге-гей! Солнце красное встает
К другой лавке спешит народ!
В. : Да, красивые вещицы!
1. Что украшают городецкие мастера своей росписью? (мастера украшают солонки, разделочные доски, хлебницы, шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь).
2. Чем украшают посуду?
(Посуду украшают цветами- розами, купавками, бутонами, волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей).
3. Почему городецкая роспись такая праздничная?
( В росписи используются разные яркие цвета: розовый, синий, красный, голубой, желтый, оранжевый, черный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок)
В. : А теперь- мастера!
Подходите-ка сюда!
Ярмарку продолжаем,
С ленточкой поиграем!
(Проводится игра по аналогии с подвижной игрой «платочек»)
Игра с лентой
В. : Дружно мы поиграли, а тут осталась у нас еще одна лавка –посуда здесь фарфоровая, красоты необыкновенной.
(Подходят под музыку к третьей лавке)
Гжель
1. А где делают такую посуду?
2. Из чего делают Гжельскую посуду? (из белой глины)
3. Почему так называется эта посуда – Гжель? (По названию деревни, а также, потому что ее два раза обжигают в печи).
4. В чем особенность Гжельской посуды? (ЕЕ расписывают только синей краской. Придают посуде причудливые, необычные формы- в виде разных животных).
В. : Добры молодцы и красны девицы, предлагаю и вам превратиться в мастеров и пополнить наши лавки товаром.
Что ж, ребята, молодцы!
Все товары вы узнали.
Все товары вы назвали.
Но, Петрушку-то будем выручать? Музыкальное сопровождение
Беседа
Музыкальное сопровождение.
Наглядные
Фотографии, посуда с орнаментами росписей, иллюстрации с изображение изделий. Ребенок: Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Ответы детей
Ребенок: Есть у нас в стране местечко,
Где расписывают дощечки!
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Встретит, как родной отец
Славный город Городец!
Ответы детей
Ребенок: Ох, Россия, ты Россия-
Слава не убавилась.
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась!
Ребенок: Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
Ответы детей
Эмоционально включает в действие.
Ответы детей.
Стимулирует к дальнейшей работе. Запоминают, усваивают материал
2.3. Этап практического решения проблемы Уметь различать и называть характерные и отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора (Гжель, Хохлома, Городец) У нас 3 мастерских: гжельская, городецкая и хохломская.
Выберите себе мастерскую, одевайте фартуки и приготовьтесь потрудиться.
Какими приемами работы с кистью мы будем пользоваться при росписи?
В. : Только перед тем, как приступить к работе, давайте подготовим наши пальцы.
(Выполняем пальчиковую гимнастику)
Скачут черные лошадки,
Гривы черно-белые
Городецкие умельцы тех лошадок сделали.
Посмотри на это чудо, слышишь тоненькую трель.
Это птицы-небылицы
Поют песенку про Гжель.
А теперь приступайте к работе. Музыкальное сопровождение Дети: рисование всей кистью, кончиком кисти, примакивание, мазок.
Выбирают необходимые материалы, готовятся к работе
Под музыкальное сопровождение дети выполняют работу.
Наблюдает за детьми во время выполнения практического задания, помогает при затруднениях.
3. Заключительный этап Хорошо потрудились в роли мастеров.
Теперь мы наполним наши лавки товаром и поделимся с Петрушкой. Рассматривают выполненные работы, Рефлектируют их.