Базарова Наталия
Модель взаимодействия специалистов и воспитателей ДОО при воспитании толерантности к дошкольникам с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего) учитывает образовательные потребности воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья» должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения по месту жительства. Право ребёнка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путём организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Публикация «Модель взаимодействия специалистов и воспитателей ДОО при воспитании толерантности к дошкольникам с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Одной из задач воспитания является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых выделяются: право человека на свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что сейчас определяется термином «толерантность». Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве, поэтому формирование у детей толерантного и терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы со здоровьем, не таким, как все, является одной из главных задач нравственного воспитания.
Одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Работу по воспитанию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательных отношений:
- педагоги и специалисты (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, работающие с детьми;
- родители (законные представители);
- воспитанники.
Задачи для формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям с ОВЗ:
1. Формировать представления о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, что бы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
2. Обучать детей занимать различные позиции во взаимодействии (научиться, как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных).
3. Обучать выдержке и терпению.
4. Способствовать развитию у дошкольников эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия.
5. Осваивать элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.
Задачи по работе с педагогами:
1. Своевременно выявлять детей с особыми образовательными потребностями;
2. Оказывать специализированную помощь в освоении содержания образования;
3. Осуществлять информационно-разъяснительную деятельность по вопросам воспитания толерантного отношения специалистов и педагогов к детям с ОВЗ в условиях детского сада;
4. Осуществлять практическое обучение методам и приёмам работы с детьми и родителями по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Задачи по работе с родителями:
1. Организовать взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) воспитанию основ толерантности у дошкольников.
2. Осуществлять информационную и консультативную помощь родителям.
В работе мы используем следующие формы:
С дошкольниками :
- беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка может быть своя точка зрения, но это нисколько не мешает дружить, хорошо относиться друг к другу;
- психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;
- арт-терапия, основная задача которой, состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка;
- сказкотерапия. Дошкольники очень любят слушать сказки. Сказку может рассказывать взрослый, или это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей;
- игротерапия, где занятия могут быть организованы не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Широко используются игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы, ролевые игры, проигрывание ситуаций, обсуждение, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было общаться вместе;
- использование художественного слова – стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов;
- использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем.
Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:
- открытые занятия;
- совместные праздники и развлечения;
- родительские собрания;
- встречи с интересными людьми;
- вечера отдыха;
- экскурсии;
- путешествия, выход на природу;
- совместные творческие дела;
- дискуссии;
- игровые и конкурсные программы;
- акции милосердия;
- презентации об успешных людях с ОВЗ.
С педагогами:
Педагог-психолог:
- сказкотерапия;
- игротерапия;
- психогимнастика.
Музыкальный руководитель:
- вечера отдыха;
- игровые и конкурсные программы;
- арт-терапия
Инструктор по физической культуре:
- путешествия, выход на природу;
- совместные соревнования (дети с ОВЗ и без).
Воспитатель, учитель-логопед:
- беседы;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии;
- совместные творческие дела;
- дискуссии;
- арт-терапия (изобразительная деятельность)