Горохова Галина
Модель взаимодействия педагога и родителей в рамках познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для успешного всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. «Взаимодействие», «сотрудничество» - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей - одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей присутствует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на познавательно- речевое развитие дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Успех в работе по познавательно – речевому развитию детей с ТНР зависит от тесной взаимосвязи всех участников педагогического процесса, цель которой является объединение усилий взрослых для успешного познавательно – речевого развития каждого ребенка, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, формирование у родителей желания помогать своему ребенку и общаться с ним.
Перед педагогом стоят важные задачи:
1. Повышение компетентности родителей в области познавательно – речевого развития детей с ТНР.
2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей по познавательно –речевому развитию детей с ТНР.
Взаимодействие с родителями строится на основных принципах партнерства педагога и семьи:
-доброжелательность
- открытость
- динамичность
- сотрудничество
- индивидуальный подход
Направление работы по взаимодействию включает в себя четыре этапа:
I – изучение семьи ребенка и детско – родительских отношений в области познавательно – речевого развития.
II- определение программы сотрудничества, выбор содержания, форм взаимодействия с семьями по познавательно – речевому развитию.
III- реализация и выполнение программы сотрудничества.
IV- отслеживание и оценка результатов участниками взаимодействия.
Для реализации цели и задач используются такие формы работы, как:
1. Информационно – аналитические
(социальный опрос, анкетирование, тестирование, почта доверия)
2. Информационно-познавательные
(родительские собрания, круглый стол, вечер вопросов и ответов, родительские гостиные, ток- шоу, дни открытых дверей, педагогическая библиотека, консультации, индивидуальные беседы, родительские пятиминутки)
3. Наглядно -практические
(семинары – практикумы, консультации- практикумы, мастер – классы, тренинги, деловые игры)
4. Наглядно – информационные
(родительские уголки, папки – передвижки, мини- библиотеки, портфолио ребенка, выпуск стенгазет, видеофильмов, презентаций, создание сайтов)
5. Досугово - развлекательные
(КВН, праздники, целевые прогулки, выставки, конкурсы, экскурсии, совместные дидактические игры)
Родителей необходимо знакомить с инновационными методами и приемами по познавательно – речевому развитию детей, которые позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявление активности, сообразительности, создают положительный и эмоциональный настрой:
- Здоровьесберегающие образовательные технологии (использование дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, релаксации, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, игр для развития кинестетических навыков в домашних условиях)
- Технологии ТРИЗ, моделирования (при составлении рассказов, придумывании сказок)
- Информационно- компьютерные технологии в познавательно- речевом развитии детей
- Интерактивные методы обучения (игровые ситуации с использованием приемов наглядного моделирования, игры- занятия с использованием компьютерных презентаций)
- Задания занимательного и творческого характера
- Совместное комментирование, совместная импровизация
- Использование современных средств обучения: интерактивных досок, компьютерной техники, мультимедийных проигрывателей.
- Синквейн-технология, (основана на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек).
Все эти формы, методы и приемы помогают сделать работу с семьей более интересной, эффективной, способствуют совместной деятельности педагога и родителей по преодолению недостатков в познавательно – речевом развития детей с ТНР.
Модель взаимодействия педагога и родителей по познавательно- речевому развитию детей дошкольного возраста с ТНР