Приложение МААМ

Формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ

Ольга Камнева
Формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Модель взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленная на формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ.

В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно – образовательного процесса в дошкольной образовательной организации комбинированного вида. Представлена система взаимосвязи специалистов дошкольной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация «Формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем системы дошкольного образования является организация образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация данного процесса обязательно должна носить комплексный характер, с участием специалистов различного профиля: педагогов – дефектологов, педагогов – психологов, психиатров, психоневрологов, учителей – логопедов и других педагогов образовательной организации.

Успешное преодоление различных нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в специальных (коррекционных) группах возможно при тесном взаимодействии всех специалистов дошкольной организации на интегративной основе. Это означает, что совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно – образовательное пространство и определенная развивающая предметно – пространственная среда[1].

Особое значение в условиях дошкольной организации уделяется особенностям взаимодействия узких специалистов и воспитателей. Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно – развивающей образовательной деятельности. Реализация данной модели взаимодействия специалистов ДОО предполагает[2] :

снятие противоречий, возникающих в решении педагогических проблем разными специалистами;

повышение профессиональной компетентности педагогов;

обучение родителей новым формам общения и поддержки ребенка;

организации коррекционной развивающей предметно – пространственной среды, стимулирующей развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Достижение эффективности в коррекционно – развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционно – развивающая работа с дошкольной организации многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяет обеспечивать систему комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе воспитателя со специалистами.

Заместитель заведующего по ВМР регулирует взаимодействие субъектов образовательных отношений (Схема 1). Он определяет формы и методы взаимодействия педагогов друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие успешной реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Работа учителя – логопеда (дефектолога) в дошкольном учреждении в группе комбинированной направленности включает в себя следующие направления деятельности:

психолого – педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно – развивающей деятельности;

анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно – развивающей деятельности;

участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;

консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

При составлении сетки коррекционно – развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуются нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

проведение специально – организованной коррекционно – развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

воспитание культурно – гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.

В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога – психолога крайне необходимо. Работа педагога – психолога включает в себя следующие направления деятельности:

психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

На начало года психологической службой проводится углублённое обследование эмоционально – личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем – логопедом (дефектологом) и воспитателем определяется коррекционно – развивающий маршрут.

Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

В исправление ТНР у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы комбинированной направленности. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ТНР.

Музыкальный руководитель:

осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.

Проводит занятия в соответствии с разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций учителя – логопеда (дефектолога). Особенности планирования коррекционно – развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями.

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей т. к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно – развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Основные направления взаимодействия с семьей:

коллективные (родительские собрания, «Дни открытых дверей», круглые столы, тематические праздники – где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары – практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;

индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);

наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, информационные листы).

Педагоги, специалисты и воспитатель в определенном виде деятельности могут занимать ведущие или вспомогательные роли. Допускается партнерское взаимодействие в таких видах деятельности как проведение праздников и развлечений, все виды игр.

Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОВЗ. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной пространственно – речевой среде.

Список литературы и источников.

1. Борякова Н. Ю. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (ограниченный аспект) /Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина – М. : Секачев, ИОН – 2004

2. Екжанова Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений коминированного вида для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева – М. : 2003

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 19:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Камнева (УИ 2756255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД