Ольга Камнева
Формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Модель взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленная на формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ.
В статье рассматриваются вопросы организации коррекционно – образовательного процесса в дошкольной образовательной организации комбинированного вида. Представлена система взаимосвязи специалистов дошкольной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Публикация «Формирование фонематических процессов как предпосылок грамотности у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Одной из актуальных проблем системы дошкольного образования является организация образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями. Организация данного процесса обязательно должна носить комплексный характер, с участием специалистов различного профиля: педагогов – дефектологов, педагогов – психологов, психиатров, психоневрологов, учителей – логопедов и других педагогов образовательной организации.
Успешное преодоление различных нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в специальных (коррекционных) группах возможно при тесном взаимодействии всех специалистов дошкольной организации на интегративной основе. Это означает, что совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно – образовательное пространство и определенная развивающая предметно – пространственная среда[1].
Особое значение в условиях дошкольной организации уделяется особенностям взаимодействия узких специалистов и воспитателей. Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно – развивающей образовательной деятельности. Реализация данной модели взаимодействия специалистов ДОО предполагает[2] :
снятие противоречий, возникающих в решении педагогических проблем разными специалистами;
повышение профессиональной компетентности педагогов;
обучение родителей новым формам общения и поддержки ребенка;
организации коррекционной развивающей предметно – пространственной среды, стимулирующей развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Достижение эффективности в коррекционно – развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционно – развивающая работа с дошкольной организации многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяет обеспечивать систему комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.
Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе воспитателя со специалистами.
Заместитель заведующего по ВМР регулирует взаимодействие субъектов образовательных отношений (Схема 1). Он определяет формы и методы взаимодействия педагогов друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие успешной реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Работа учителя – логопеда (дефектолога) в дошкольном учреждении в группе комбинированной направленности включает в себя следующие направления деятельности:
психолого – педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;
планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно – развивающей деятельности;
анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно – развивающей деятельности;
участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;
консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;
участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.
При составлении сетки коррекционно – развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуются нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов.
Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:
проведение специально – организованной коррекционно – развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;
воспитание культурно – гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;
применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;
консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.
Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.
В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога – психолога крайне необходимо. Работа педагога – психолога включает в себя следующие направления деятельности:
психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;
участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;
консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.
На начало года психологической службой проводится углублённое обследование эмоционально – личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем – логопедом (дефектологом) и воспитателем определяется коррекционно – развивающий маршрут.
Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.
В исправление ТНР у детей большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя группы комбинированной направленности. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ТНР.
Музыкальный руководитель:
осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;
использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.
Проводит занятия в соответствии с разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций учителя – логопеда (дефектолога). Особенности планирования коррекционно – развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.
Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериями.
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей т. к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно – развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Основные направления взаимодействия с семьей:
коллективные (родительские собрания, «Дни открытых дверей», круглые столы, тематические праздники – где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары – практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;
индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);
наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, информационные листы).
Педагоги, специалисты и воспитатель в определенном виде деятельности могут занимать ведущие или вспомогательные роли. Допускается партнерское взаимодействие в таких видах деятельности как проведение праздников и развлечений, все виды игр.
Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОВЗ. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной пространственно – речевой среде.
Список литературы и источников.
1. Борякова Н. Ю. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (ограниченный аспект) /Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина – М. : Секачев, ИОН – 2004
2. Екжанова Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений коминированного вида для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева – М. : 2003